Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Версия для слабовидящих
 

Настройки отображения

Развитие земельного кадастра в России имеет многовековую историю.

С либерализацией земельных отношений в конце 1980-х – начале 1990-х гг. начало оформляться понимание государственного земельного кадастра, близкое к современному.

Государственный земельный кадастр определялся как система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.

Однако действующие в этот период акты (Земельный кодекса РСФСР, Указ Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость") закрепляли лишь самые общие требования к содержанию и назначению государственного земельного кадастра.

Порядок ведения государственного земельного кадастра в условиях перехода к рынку недвижимости, состав сведений и документов, функции органов осуществляющих его ведение, права и обязанности субъектов кадастровых отношений –

эти и другие проблемы в указанных документах не решались и не имели своего развития в других нормативных актах действующего земельного законодательства.

2 января 2000 года, Федеральный закон №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» был подписан Президентом РФ. Принятый Закон закрепил систему норм, которые в сравнении с ранее действующими разрозненными актами раскрыли в логической последовательности основные понятия государственного земельного кадастра, содержание, цели, задачи и принципы его ведения, установили права и обязанности участников кадастровых отношений, определили состав кадастровых работ, обеспечивающих формирование и обновление сведений земельного кадастра, а также подробно раскрыли порядок ведения государственного земельного кадастра.

Содержание закона было сконструировано таким образом, дабы свести к минимуму разработку дополнительных нормативных актов, регулирующих эти процедуры, и значительно ускорить создание системы государственного земельного кадастра России.

С этого момента в Мурманской области, как и во всей России,  были начаты работы по внесению в кадастр сведений о земельных участках, информация  о которых содержалась в различных земельно-справочных  системах. Количество земельных участков на территории Мурманской области составляло почти 58 тысяч.

Кадастровый  учет объектов капитального строительства (ОКС) в тот период не осуществлялся, государственный учет ОКС до 01.01.2013 года  проводили органы технической инвентаризации (БТИ).

К концу 2001г. в России практически завершилось создание национальной информационно-технической инфраструктуры современного государственного земельного кадастра, а с 2002 г. начались работы по созданию единой государственной системы учёта недвижимости.                

 На очередном этапе развития Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" систематизированы уже существующие многоуровневые способы организации ведения кадастров недвижимости, что позволило более эффективно реализовывать программы, предполагающие комплексный анализ различных видов недвижимости.

 Его принятие было направлено на решение вопросов регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также на совершенствование деятельности в области формирования недвижимого имущества.

Вместе с тем системы учета и регистрации права  не были связаны между собой и не позволяли получить объективные сведения о недвижимом имуществе на территории Российской Федерации. Получение указанных сведений предполагало значительные материальные, трудовые и временные затраты.

            Обязанности по ведению кадастра, регистрации прав, составлению карт, землеустройству делились между тремя ведомствами: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией. В 2008 указом Президента Российской Федерации их функции перешли Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестру.

С 01.01.2017  вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Началась  новая эпоха в системе государственной регистрации и кадастрового учета. Теперь эти функции объединились. Регистрировать права и сделки, а также ставить недвижимость на кадастровый учёт стал  один человек –  государственный регистратор. Все записи об объектах недвижимости и правах на них хранятся в единой базе данных – Единый государственный реестр недвижимости  (ЕГРН).

В настоящее время  в ЕГРН содержатся сведения о почти 80 тысячах земельных участков и более 450 тысячах ОКС, расположенных на территории Мурманской области.

Электронная регистрация прав на недвижимое имущество все больше набирает популярность. Сервис Росреестра, который позволяет через интернет получить услугу по государственной регистрации прав, функционирует с 2015 года. На территории Мурманской области за это время принято более 11 тысяч электронных заявлений.

Электронный способ безопасней традиционного: при электронном взаимодействии вероятность потери информации близка к нулю. Для сервиса государственной регистрации прав предусмотрено резервное копирование информации на всех уровнях, благодаря чему устраняются риски потери, искажения или недоступности информации.

Преимущества электронной регистрации прав на недвижимое имущество очевидны: это и экономия времени, и возможность оформления объектов недвижимости по всей территории Российской Федерации, и независимость от действий чиновников. Кроме того, при получении услуги в электронном виде размер государственной пошлины для физических лиц сокращается на 30% (так за регистрацию права гражданин заплатит 1400 рублей, что на 600 рублей меньше установленного размера).

Подать заявление и документы на государственную регистрацию прав возможно посредством электронного сервиса Росреестра «Государственная регистрация прав» на официальном сайте https://rosreestr.ru в разделе «Электронные услуги и сервисы», либо через «Личный кабинет», расположенный на главной странице сайта.  Чтобы воспользоваться личным кабинетом, достаточно иметь логин и пароль на портале госуслуг www.gosuslugi.ru. Если они отсутствуют, то зарегистрироваться и подтвердить учетную запись можно в центрах обслуживания пользователей, перечень которых доступен на портале госуслуг, или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Необходимым условием для электронной регистрации права является наличие у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), которую можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре Росреестра. На территории Мурманской области – это филиал Федеральной кадастровой палаты (г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 44). Для получения сертификата электронной подписи необходимо сформировать заявку на сайте удостоверяющего центра http://uc.kadastr.ru/. Документ, поданный в режиме онлайн и подписанный УКЭП, имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, который подписан собственноручно.

Усиленная квалифицированная электронная подпись надежно защищена от подделок и создается с использованием криптографических средств, сертифицированных по требованиям информационной безопасности ФСБ РФ. Гарантом подлинности выступает корневой сертификат головного удостоверяющего центра Минкомсвязи. Стоимость электронной подписи в удостоверяющем центре Росреестра значительно ниже сложившейся на рынке конъюнктуры цен. Сертификат, выпущенный в электронном виде, можно приобрести за 700 рублей.

В отличие от устоявшейся практики продажи узкоспециализированных сертификатов удостоверяющий центр Росреестра предоставляет сертификаты, подходящие одновременно к большинству площадок и ресурсов. Многие удостоверяющие центры работают по принципу 1 услуга – 1 электронная подпись. Удостоверяющий центр Росреестра видит свою задачу в реализации практически универсальной электронной подписи. На сегодняшний день полученный в удостоверяющем центре ведомства сертификат электронной подписи обеспечивает доступ как к услугам Росреестра, так и к услугам Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, Фонда социального страхования, Единого портала государственных услуг, ГИС ЖКХ и других структур. И этот список постоянно расширяется.

Учитывая преимущества услуг, оказываемых в электронном виде, Управление Росреестра по Мурманской области рекомендует активнее пользоваться электронными сервисами ведомства и лично убедиться в простоте их использования.

 

Единый справочный телефон Росреестра: 8 800 100 34 34 (звонок по России бесплатный).

Обращаясь в офисы многофункциональных центров с заявлением о государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав, граждане подтверждают, что ими указываются достоверные сведения, а также что предоставленные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Лица предупреждаются о возможности привлечения их к ответственности (в том числе уголовной) за представление поддельных документов, в том числе документов, содержащих недостоверные сведения. Однако многолетняя практика проверки представленных на регистрацию документов свидетельствует о том, что граждане невнимательно проверяют тексты заявлений, доверенностей, договоров и иных  документов, что приводит к необходимости дополнительного уточнения данных, вносимых в ЕГРН.

      В связи с тем, что регистрационные действия  в настоящее время могут проводиться не по месту подачи документов, Управление Росреестра по Мурманской области настоятельно рекомендует заявителям ответственно и добросовестно отнестись к проверке предоставляемых сведений.

   С информацией, необходимой для регистрации прав, можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru

Среди важнейших условий, необходимых для существования человечества, особое место занимает земля. Неиссякаемые производительные силы земли являются не только средством поддержания жизни, но и гарантией будущего человеческого общества.

Необходимость проведения землеустроительных работ возникла еще в глубокой древности. На Руси становление землеустройства относится к 12-15 веку, однако тогда оно носило лишь зачаточные формы межевания (установления границ землепользований): разграничивались земельные владения самими владельцами, границы описывались и за нарушение граничных знаков предусматривалось наказание.

Правовую основу земельной реформы в России заложили законы РСФСР «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР, принятые в конце 1990 г. и начале 1991 г. Эти законы предусматривали реализацию следующих основных целей: осуществить переход к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечить социально-справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель и создание равных условий для развития всех форм хозяйствования; создать экономический механизм регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования воспроизводства плодородия и охраны земель; предоставить гражданам и их коллективам реальное, юридически и экономически подтвержденное право выбора формы собственности и формы ведения сельскохозяйственного производства; вовлечь землю, как товар, в рыночные отношения.

В результате проведения земельной реформы начался процесс разграничений государственной и частной собственности на землю. На сегодня на территории Мурманской области в собственности юридических лиц находится 4,5 тыс. га, в собственности граждан и их объединений – 7,4 тыс. га. Более 59 тыс. граждан обеспечены земельными участками общей площадью 1,8 тыс. га для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

В результате экономических преобразований, проведенных в Российской Федерации в последнее десятилетие, произошли значительные изменения в земельных отношениях, которые кардинально изменили основное направление и содержание землеустройства. В Федеральном законе «О землеустройстве», вступившем в действие в июне 2001 г., дано современное определение землеустройства.

Федеральный орган, осуществляющий функцию по оказанию государственной услуги в сфере землеустройства, за сравнительно короткое время успел побывать комитетом, агентством, а сегодня это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. 2018 год – юбилейный для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Ведомству в его современном наименовании и с широким перечнем исполняемых функций в декабре исполнится 10 лет.

Функцию государственного земельного надзора на территории Мурманской области реализует Управление Росреестра по Мурманской области.
В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации государственные инспекторы выдают нарушителям предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Во многих случаях устранение земельного правонарушения сопряжено с проведением кадастровых работ, выполнение которых выходит за установленные предписанием сроки устранения нарушения.

Что делать в таких случаях? Возможно ли продлить срок устранения нарушения?

Срок устранения нарушения возможно продлить в случае наличия документально подтвержденных оснований, если нарушителем предпринимаются необходимые меры по устранению нарушения.

Для этого необходимо не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок необходимых мер по устранению правонарушения.
Для получения более подробной информации можно обратиться к государственным инспекторам Управления Росреестра по Мурманской области по телефону 8 (8152) 44-10-94.

Получение государственных услуг в электронном виде стало привычным делом для большинства жителей нашей страны. Официальный сайт Росреестра (https://rosreestr.ru) является на сегодняшний день одним из наиболее востребованных среди федеральных сетевых ресурсов.

Всего на официальном сайте Росреестра можно найти более 30 электронных сервисов, многие из которых позволяют получать достоверную и актуальную информацию об объектах недвижимости и зарегистрированных правах на них, экономить время и деньги при подаче документов и проведении регистрационных процедур. К сожалению, на сегодняшний день в сети интернет присутствуют иные  ресурсы и сайты с другими названиями и адресами, не имеющие никакого отношения к ведомству Росреестра, которые обманывают граждан. За сведения, опубликованные на подобных сайтах, Росреестр ответственности не несет.

Филиал Кадастровой палаты по Мурманской области обращает внимание, что ЕДИНСТВЕННЫМ ОФИЦИАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ получения государственных услуг Росреестра в электронном виде, в том числе получения сведений об объектах недвижимости и правах на них, является сайт Росреестра https://rosreestr.ru. Никаких представителей и посредников у официального сайта Росреестра нет.

 

С помощью официального сайта Росреестра (https://rosreestr.ru) можно запросить и получить официальный документ, содержащий актуальные и достоверные сведения из Единого государственного реестра недвижимости (выписку из ЕГРН), подать документы на государственный кадастровый учет и / или государственную регистрацию права на недвижимость, а также бесплатно и в режиме реального времени получить справочную информацию об объектах недвижимости (сервисы "Публичная кадастровая карта", "Справочная информация по объектам недвижимости онлайн" и другие).

Для большей безопасности при выборе нужного информационного ресурса можно воспользоваться Единым порталом государственных услуг Российской Федерации (https://gosuslugi.ru) для перехода на официальный сайт Росреестра. Кроме того, при наличии подтвержденной учетной записи Портала государственных услуг можно создать Личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра для возможности использования полного спектра доступных электронных сервисов Росреестра.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области проводит День открытых дверей для выпускников и студентов учебных заведений, приуроченный к 10-летию образования Росреестра и 20-летию создания в Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ходе проведения мероприятия сотрудники Управления расскажут об истории становления Управления, его задачах и направлениях деятельности. Также выпускники и студенты смогут узнать о порядке поступления на государственную службу в Управление, о требованиях к уровню образования, знаниям умениям и навыкам, которые предъявляются к кандидатам, о требованиях к госслужащим в связи с прохождением государственной службы.

 

Приглашаем всех желающих на День открытых дверей 23 мая 2018 года в 14.00 часов по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 22 (4-й этаж, конференц-зал).

Телефон для справок (8152) 44-14-18.

Управление Росреестра по Мурманской области напоминает об опасности выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведения костров на полях.

Кадастровая стоимость теперь является базовой величиной для исчисления в Мурманской области налога на землю, а также на имущество юридических и физических лиц.
Информация о кадастровой стоимости также может быть использована для проведения ряда операций с недвижимостью, например, оформления аренды или наследства.
При этом сам Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку недвижимости, а только вносит в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, полученные в результате такой оценки.
Гражданин может воспользоваться несколькими способами получения из ЕГРН данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Так, на сайте Росреестра (rosreestr.ru), войдя в раздел «Электронные услуги и сервисы», с помощью сервиса «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости» можно заказать такую выписку, которая будет предоставлена бесплатно в течение трех рабочих дней. Причем сервис предоставляет возможность выбрать форму предоставления и способ получения выписки.
Оперативно узнать кадастровую стоимость принадлежащих им объектов недвижимости собственники могут и в личном кабинете на сайте Росреестра. Для авторизации в личном кабинете используется подтвержденная учетная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru).
Кроме того, кадастровую стоимость можно посмотреть в режиме онлайн с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», который также доступен в разделе «Электронные услуги и сервисы».
Если по каким-либо причинам не удалось получить сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на сайте Росреестра, можно запросить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости при личном обращении в многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ).

В этом году подошёл очередной срок переоценки земель в Мурманской области. По распоряжению Правительства Мурманской области в 2018 год проводятся работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Предыдущий тур государственной кадастровой оценки земель этой категории в нашем регионе проходил в 2012 году.

Управлением Росреестра по Мурманской области сформированы перечни земельных участков особо охраняемых территорий и объектов. В перечень попали земельные участки, сведения о которых содержались в Едином государственной реестре недвижимости на 01.01.2018.

Государственной кадастровой оценке подлежат 479 земельных участков общей площадью порядка 315,5 тысяч гектаров, в основном это земельные участки заповедников. В пользовании граждан и юридических лиц преобладают земельные участки туристического и рекреационного назначения: туристические базы, базы отдыха, горнолыжные трассы.

Оценка проводится в соответствии с новым законом «О государственной кадастровой оценке» с применением на всей территории страны единой методики кадастровой оценки. Кадастровую стоимость земельных участков определяет областное учреждение ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области», которое будет заниматься этой деятельностью на постоянной основе. Со стороны региональных органов власти работу ГОБУ «ИКМО» курирует Министерство имущественных отношений Мурманской области.

Ознакомиться с перечнем земельных участков особо охраняемых территорий и объектов можно на сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области (https://property.gov-murman.ru) в разделе «Направления деятельности», подразделе «Государственная кадастровая оценка».

Реквизиты для перечисления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, 

при подаче документов через  МФЦ

           

Получатель средств: УФК по Мурманской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области)

ИНН 5190132523     КПП 519001001

Банк получателя: Отделение Мурманск  г. Мурманск

БИК Банка: 044 705 001

Счет получателя: 401 018 100 000 000 100 05

            ОКТМО * 

КБК 32111301031018000130

 

* При подаче документов  через Многофункциональный центр указывается ОКТМО по месту расположения  МФЦ.

 

Отделы МФЦ, осуществляющие прием документов на регистрацию

ОКТМО

ГОБУ "МФЦ МО" г.Мурманск

47701000

МБУ "МФЦ в Кольском р-не" г.Кола

47605101

МБУ "МФЦ ЗАТО Видяево"  

47735000

МКУ  МФЦ  Кандалакшский р-н г.Кандалакша

47608000

МКУ  МФЦ в г. Полярные Зори

47719000

МБУ "МФЦ ЗАТО г. Североморск"

47730000

МБУ "МФЦ ЗАТО г. Заозерск"

47733000

МБУ «МФЦ ЗАТО Александровск»

47737000

МБУ «МФЦ в г. Мончегорске»     

47715000

МКУ «МФЦ г. Кировска»

47712000

 МБУ "МФЦ в г. Оленегорске"

47717000

МКУ "МФЦ Ловозерского района", в том числе:

 

гп Ревда

47610154

сп Ловозеро

47610401

МКУ «МФЦ г. Апатиты»

47705000

МКУ "МФЦ Ковдорского района"

47703000

МКУ "МФЦ Печенгский район МО", в том числе:

47615000

городское поселение Заполярный

47615103

городское поселение Никель

47615151

МАУ "МФЦ «Мои документы» в Терском районе" п. Умба

47620151

 

 

 

В силу закона о «лесной амнистии» (Федеральный закон № 280-ФЗ от 29.07.2017 факт пересечения с землями лесного фонда не является препятствием для проведения межевания земельного участка в следующих случаях:

  1. Если у гражданина возникла собственность или иное право на земельный участок до 01.2016 года и до момента внесения в ЕГРН сведений о границах лесного участка.
  2. При осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположено строение, права на которое возникли до 01.2016 года и зарегистрированы в ЕГРН.

11 мая 2018 года с 10.00 до 13.00 Управление Росреестра по Мурманской области проводит «Горячую линию» по вопросам несостоятельности (банкротства) граждан.

Специалисты Управления готовы предоставить гражданам актуальную информацию о том, в чем заключается процедура банкротства физического лица, в каком случае можно претендовать на такой статус и куда необходимо обращаться гражданину, принявшему решение об объявлении себя банкротом.

Вы можете задать интересующие вопросы по телефону (8152) 44-48-60.

До 01.01.2023 в целях уточнения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или  индивидуального жилищного строительства, не требуется согласовывать часть границы, которая находится в границах лесничества, если соблюдаются следующие условия:

  1. Земельный участок был предоставлен гражданину до 08.2008 г.
  2. Смежным земельным участком является лесной участок.

Правительство Мурманской области приступило к созданию Единой цифровой картографической основы открытого пользования на территорию Мурманской области. Заключен контракт на производство картографических работ по созданию топографических карт открытого пользования на территорию Мурманской области.

Цифровые карты масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000 будут созданы в местной системе координат Мурманской области МСК-51, в которой ведется Единый государственный реестр недвижимости.  

Картографическая основа не будет содержать сведения, составляющие государственную тайну, что существенно расширяет круг пользователей создаваемыми картографическими материалами. Наряду с органами государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, физическими и юридическими лицами, осуществляющими геодезическую и картографическую деятельность, доступ к картам Мурманской области получат и рядовые граждане.

Значимость и актуальность топографических карт поможет гражданам Мурманской области при решении проблем, связанных, например, с местонахождением объектов недвижимости, находящихся в пользовании граждан, с решениями вопросов о правах на объекты недвижимости в органах местного самоуправления, судах и т.д.

Картографическая основа будет периодически обновляться и дополняться цифровыми топографическими картами более крупных масштабов, специальными картами и атласами, ортофотопланами.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области будет информировать граждан о ходе производства работ по созданию топографических карт, а по завершении работ – о местах их размещения и порядке доступа к картографической информации на территорию Мурманской области.