Гражданским законодательством предполагается добросовестность участников сделок, в том числе с недвижимостью. Чтобы сделка прошла успешно, помимо документов на бумажном носителе сторонам договора нелишне будет вооружиться информацией из достоверного источника – Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Электронной услугой «Предоставление справочной информации об объектах недвижимости в режиме online» можно воспользоваться на сайте Росреестра www.rosreestr.ru. Здесь заинтересованное лицо может получить такие актуальные сведения об объекте недвижимого имущества, как описание объекта, его адрес, сведения о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав, ограничений или обременений прав. Поиск осуществляется по одному из критериев: кадастровому номеру, условному номеру, адресу, номеру регистрации права или ограничения права. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени.

Управление Росреестра по Мурманской области напоминает о необходимости соблюдения требований земельного законодательства. К нарушениям земельного законодательства относятся в том числе самовольное занятие земельного участка, неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока или использование такого участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. За такие виды нарушений предусмотрен административный штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Росреестр осуществляет государственный земельный надзор с целью защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков от действий нарушителей земельного законодательства, а также устранения выявленных нарушений.

С целью выявления нарушений инспекторы по использованию и охране земель Росреестра проводят проверки соблюдения земельного законодательства юридическими, физическими или должностными лицами. Также для выявления признаков нарушения земельного законодательства инспекторами проводятся административные обследования земельных участков, когда контроль осуществляется дистанционными способами, без непосредственного участия собственников.

В случае обнаружения нарушений, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, возбуждается дело об административном нарушении, устанавливаются все обстоятельства и выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя. Он определяется в рублях в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не установлена, КоАП установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей.

Федеральный закон №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с января 2017 года предоставил заявителям возможность подачи документов на государственную регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости по экстерриториальному принципу.

Теперь не нужно ехать в другой регион, а можно подать заявление по месту своего жительства. Для оказания услуги по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России. Узнать адреса таких офисов можно на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) с помощью сервиса "Офисы и приемные". В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу постановку на кадастровый учет и регистрацию сделок, ограничений и обременений проводит орган регистрации по месту нахождения объекта недвижимости. Государственная регистрация прав и/или кадастровый учет недвижимости проводятся на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема документов в бумажном виде. По итогам проведенной регистрации для заявителя формируется выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приема документов и содержит слова "Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта", а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра.

Такой формат предоставления госуслуги делает ее максимально удобной, а также сокращает временные и финансовые затраты заявителей.

И, надо сказать, данная услуга стала крайне востребованной заявителями, особенно с учетом специфики нашего региона. Так, в 2017 году от жителей Мурманской области было принято 2 931 заявление по экстерриториальному принципу (2 732 на регистрацию прав, 199 на кадастровый учет). А за 4 месяца текущего года уже подано 1 232 заявления.

В Мурманской области сдать документы на государственную регистрацию прав и/или кадастровый учет своей недвижимости вне зависимости от того, где находится объект, можно в офисах филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Мурманской области (Кадастровой палаты), расположенных в г. Мурманске по адресу: ул. Полярные Зори, д. 44, и в г. Апатиты по адресу: ул. Ферсмана, д. 6.

В текущем году по распоряжению Правительства Мурманской области проводятся работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Оценка проводится в соответствии с новым законом «О государственной кадастровой оценке» (Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ) с применением на всей территории страны единой методики кадастровой оценки. Кадастровую стоимость земельных участков определяет областное учреждение ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области», которое занимается этой деятельностью на постоянной основе. Со стороны региональных органов власти работу учреждения «Имущественная казна» курирует Министерство имущественных отношений Мурманской области.

На настоящем этапе определения кадастровой стоимости учреждением «Имущественная казна» подготовлены промежуточные отчетные документы. Росреестром (Москва) проведена их проверка и выявлено соответствие требованиям к отчету.

Промежуточные отчетные документы доступны на официальном интернет-сайте  учреждения «Имущественная казна»  http://ikmo51.ru в разделе «Документы – Кадастровая оценка».

Сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, размещены на официальном интернет-портале Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе «Электронные услуги и сервисы» в подразделе «Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки». Причем до 26.08.2018 с ними можно не только ознакомиться, но и направить свои замечания. Разумеется, они должны быть предметными, а также содержать указания на номера страниц проекта отчета и на объект недвижимости, к определению стоимости которого они выдвигаются.

Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены в учреждение «Имущественная казна»  или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) лично, почтовым отправлением или с использованием сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

По мере поступления замечаний учреждение «Имущественная казна» обязано их проанализировать и при согласии с ними внести корректировки в отчет. В любом случае: учтено замечание или нет, учреждение составляет справку, содержащую все без исключения замечания и обоснования к ним, и приобщает ее к окончательной редакции отчета.

Управление Росреестра по Мурманской области предлагает землепользователям ознакомиться с предварительными результатами государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на общедоступном информационном ресурсе Росреестра - в Фонде данных государственной кадастровой оценки, и провести контроль определения кадастровой стоимости своих земельных участков.

С 01 июля 2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". В частности, изменились требования к пакету документов, представляемых на прекращение регистрационной записи об ипотеке. Запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав:
1) в случае, если выдана закладная:
совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме;
2) в случае, если не выдана закладная:
совместного заявления залогодателя и залогодержателя;
заявления залогодержателя.
Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Для погашения регистрационной записи об ипотеке предоставление иных документов не требуется.
Таким образом, если права залогодержателя удостоверены закладной, представление такой закладной является обязательным.
Управление Росреестра по Мурманской области по итогам 5 месяцев 2018 года имеет следующие результаты.
1. Значение показателя «Уровень предоставления государственных услуг через МФЦ» было достаточно стабильно в течение длительного периода. Среднее значение за 5 месяцев текущего года составило 94,79%. Контрольное значение на 2018 год установлено 80%.
При этом следует отметить, что по факту данное значение составляет 100%, так как на сегодняшний день прием документов на государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области, осуществляется исключительно многофункциональными центрами.
Оставшиеся 5% приходятся на объекты недвижимости, расположенные за пределами Мурманской области. Полномочия по осуществлению приема документов на такие объекты у многофункциональных центров отсутствуют.
2. «Доступность подачи заявлений». Определяется данный показатель по нагрузке на одно окно приема документов. Контрольное значение показателя составляет не более 19 шт. заявлений на 1 окно приема заявителей как в офисах приема заявителей Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Мурманской области, так и в офисах многофункциональных центров. В Мурманской области среднее значение данного показателя составляет: в офисах Филиала - 1 заявление, в офисах МФЦ – 2 заявления.
По состоянию на 01 июня текущего года государственные услуги в учетно-регистрационной сфере предоставляются в 136 окнах основных офисах МФЦ, которые расположены не только в крупных городах Мурманской области, но и в удаленных населенных пунктам, например, ЗАТО Видяево, ЗАТО Заозерск. Кроме того, по области работает более 10 удаленных рабочих мест и выездных офисов приема документов.
3. «Обеспечение межведомственного взаимодействия». Данный показатель характеризует уровень эксплуатации региональных электронных сервисов в системе межведомственного электронного взаимодействия про получению в органах исполнительной власти субъекта и органах местного самоуправления сведений, необходимых для проведения государственной регистрации прав.
Контрольное значение Дорожной карты на 2018 год определено 85%. По результатам 5 месяцев 2018 года показатель Управления Росреестра по Мурманской области составил по 89,1%.
Взаимодействие в рамках СМЭВ в настоящее время осуществляется со всеми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в распоряжении которых находятся сведения, необходимые для проведения государственной регистрации прав.
Также организованы иные защищенные каналы связи для получения дополнительных сведений, необходимых в рамках проведения правовой экспертизы документов.
4. «Срок регистрации права» в среднем по Управлению составляет 5 рабочих дней, целевое значение 2018 года – 7 дней. Сроки осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним находятся на строгом контроле, как Управления, так и центрального аппарата Росреестра.
5. «Доля приостановлений и отказов в общем количестве заявлений, поданных на государственную регистрацию прав».
Процентный показатель решений о приостановлении государственной регистрации составил 2,5% от общего количества документов, принятых на государственную регистрацию прав, по отказам такой показатель составил - 0,6%. Оба показателя имеют положительную динамику снижения.
Положительная динамика является результатом проведения целого комплекса мероприятий: информирование заявителей, повышение квалификации сотрудников многофункциональных центров, размещение информации в СМИ, обеспечение функционирования телефонов «Горячей линии», консультирование представителей бизнес - сообщества.
Получатель средств: УФК по Мурманской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области)
ИНН 5190132523 КПП 519001001
Банк получателя: Отделение Мурманск г. Мурманск
БИК Банка:044 705 001
Счет получателя:401 018 100 000 000 100 05
КБК 32110807020018000110
ОКТМО *
 
* При подаче документов через Многофункциональный центр указывается ОКТМО по месту расположения МФЦ.
 
Отделы МФЦ, осуществляющие прием документов на регистрацию
ОКТМО
1
2
ГОБУ «МФЦ МО» г. Мурманск
47701000
МБУ "МФЦ в Кольском р-не"г.Кола
47605101
МБУ "МФЦ ЗАТО Видяево"
47735000
МКУ МФЦ Кандалакшский р-нг.Кандалакша
47608000
МКУ МФЦ в г. Полярные Зори
47719000
МБУ "МФЦ ЗАТО г. Североморск"
47730000
МБУ "МФЦ ЗАТО г. Заозерск"
47733000
МБУ «МФЦ ЗАТО Александровск»
47737000
МБУ «МФЦ в г. Мончегорске»
47715000
МКУ «МФЦ г. Кировска»
47712000
МБУ "МФЦ в г. Оленегорске"
47717000
МКУ "МФЦ Ловозерского района", в том числе:
 
- гп Ревда
47610154
- сп Ловозеро
47610401
МКУ «МФЦ г. Апатиты»
47705000
МКУ "МФЦ Ковдорского района"
47703000
МКУ "МФЦ Печенгский район МО", в том числе:
47615000
- городское поселение Заполярный
47615103
- городское поселение Никель
47615151
МАУ "МФЦ «Мои документы» в Терском районе" п. Умба
47620151
В этом году исполняется 20 лет со дня создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним и 10 лет - создания Росреестра.
Учет земельных угодий на Руси начали вести еще в IX веке. Но после распада СССР, когда вся недвижимость была «общей», систему регистрации прав пришлось восстанавливать с нуля. И в январе 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Постановлением Правительства Мурманской области от 27.04.1998 в целях создания единой системы информации о недвижимом имуществе и защиты имущественных прав граждан и юридических лиц создано Государственное учреждение юстиции «Мурманский областной департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
С 01.07.2002 департамент переименован в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Мурманской области.Территориально учреждение располагалось в г. Мурманске и согласно первому штатному расписанию, утвержденному в июне 1998 года, его штат составлял всего 29 человек. Но в связи с увеличением объемов регистрационных действий в 1999 году были созданы филиалы в городах Кандалакша, Мончегорск, Кировск, Оленегорск, Апатиты. Сеть филиалов постепенно расширялась и в 2004 году прием осуществлялся уже в 10 городах области.
С 1 января 2005 года Учреждение юстиции передано в собственность Российской Федерации и реорганизовано в форме присоединения к вновь созданному Управлению Федеральной регистрационной службы по Мурманской области.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 №1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).Кроме этого, с 01.03.2009 Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии переданы функции Роснедвижимости и Роскартографии.
К маю 2010 года был завершен комплекс мероприятий по реорганизации Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области с целью создания единого территориального органа - Росреестра по Мурманской области.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». С этого момента существенно изменился формат предоставления госуслуг. Это и максимально короткие сроки их оказания, и возможность их получения в электронном виде и по экстерриториальному принципу, и бесплатные онлайн сервисы, и единый для всей России реестр недвижимости.
На Росреестр в настоящее время возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, землеустройства и мониторинга земель, а также функции в сфере геодезии и картографии, наименований географических объектов, по государственному надзору в области геодезии и картографии, земельному надзору, кадастровой оценке недвижимости, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих и кадастровых инженеров.
Сегодня Управление состоит из 9 подразделений аппарата Управления и 6 территориальных отделов, где трудится свыше 170 государственных гражданских служащих.
В целях профилактики нарушений земельного законодательства Управление Росреестра по Мурманской области напоминает, что Земельным кодексом РФ (статья 42) установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, а именно:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
 
В случае возникновения вопросов, связанных с соблюдением требований земельного законодательства, предлагаем обращаться к государственным инспекторам по использованию и охране земель Управления по телефону (8152) 44-10-94.
Кандалакшский межмуниципальный отдел напоминает всем лицам, имеющим в собственности либо пользовании земельные участки, о необходимости использования их в соответствии с назначением. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 000 рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 000 рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 рублей.
На сайте Росреестра: https://rosreestr.ru можно ознакомиться с планами проверок физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
Федеральная служба государственной peгистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (Управление Росреестра по Мурманской области) реализует функцию государственного земельного надзора на территории Мурманской области.

В августе 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 280 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» – так называемый Закон о «лесной амнистии». «Лесная амнистия» направлена на защиту прав добросовестных собственников, чьи земельные участки пересекаются с землями лесного фонда.
Под «лесную амнистию» попали участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом не имеет значения, когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них, указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда». Главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008.
Также под «лесную амнистию» попадают земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016. Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь осуществляются в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не является препятствием к кадастровому учету такого участка.
Земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, которые по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и (или) правоустанавливающих документов имеют нелесную категорию, также попадают под действие закона о «лесной амнистии». В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными государственного лесного реестра (ГЛР) и лесного плана. Согласно закону, сведения ЕГРН будут приоритетными по отношению к сведениям, содержащимся в ГЛР, и информация о нем будет исключена из ГЛР.
Меры, которые предлагает Закон, призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности. В целом отсутствие противоречий в сведениях государственных реестров повысит доверие граждан к институтам власти и снизит риски ведения бизнеса для предпринимательского сообщества. Государству это позволит эффективнее гарантировать защиту права собственности.
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ вступил в силу с 31 января 1998 года и стал основой для функционирования и развития российской системы регистрации прав на недвижимость.
На всей территории Российской Федерации был введен единый порядок осуществления государственной регистрации прав и сформирован Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Всего за период с 1998 по 2017 годы было зарегистрировано1 миллион 794 тысячи 528 прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества.
Подробно с историей Росреестра можно ознакомиться на сайте Росреестра https://rosreestr.ru.
Управление Росреестра по Мурманской области реализует функцию государственного земельного надзора на территории Мурманской области. 
Как показывает анализ поступающих на рассмотрение обращений граждан, а также практика проведения проверок, наиболее часто встречающимся нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок
Граждане устанавливают заборы за пределами границ своих земельных участков, размещают на чужой земле хозяйственные постройки. Ответственность за подобные действия установлена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает штраф (для граждан не менее 5000 руб.).
Поэтому, прежде чем возводить заборы, размещать различные строения, убедитесь, что Вы действуете в границах принадлежащего Вам земельного участка, чтобы не стать нарушителем земельного законодательства.
2018 год – юбилейный для Росреестра. В этом году ведомство отмечает 10-летие образования Росреестра и 20-летие создания в Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
 
С момента создания Управления Росреестра по Мурманской области - 2010 год, на территории области полномочия в сфере геодезии и картографии, предоставление таких услуг как лицензирование геодезической и картографической деятельности, обеспечение исполнителей данных работ сведениями и материалами картографо-геодезического фонда, осуществление государственного геодезического надзора, реализуются специалистами Управления.
 
Ежегодно в среднем порядка 350 заявителей обращаются в Управление Росреестра по Мурманской области за предоставлением материалов и данными картографо-геодезического фонда, объем государственной услуги ежегодно составляет около 2500 выданных материалов.
 
По итогам 2017 года в Мурманской области выдано 12 лицензий на работы составляющих геодезическую и картографическую деятельность. На сегодняшний день среди десяти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа, Мурманская область находится на втором месте после города Санкт-Петербурга по количеству действующих лицензий.
 
Исполнение функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере геодезии и картографии включает в себя проведение проверок геодезического надзора и лицензионного контроля по ежегодным планам, включающим в себя от 4 до 20 проверок.
 
С 2017 года Росреестру законодательством даны новые полномочия в области геодезии и картографии: установление охранных зон пунктов государственной геодезической сети. В Единый государственный реестр недвижимости Управлением внесены сведения об охранных зонах 3356 пунктов государственной геодезической сети Мурманской области.
 
Управление Росреестра по Мурманской области на постоянной основе взаимодействует с субъектами геодезической деятельности области в форме семинаров, рабочих встреч и индивидуальных консультаций.
 
Деятельность Управления нацелена на успешное решение государственных задач в создании качественной и актуальной геодезической основы для осуществления кадастровой и градостроительной деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности.