Управление Росреестра по Мурманской области напоминает о необходимости соблюдения требований земельного законодательства. К нарушениям земельного законодательства относятся, в том числе, самовольное занятие земельного участка, неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока или использование такого участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. За такие виды нарушений предусмотрен административный штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя. Он определяется в рублях в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не установлена, КоАП установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей.

Установленные КоАП РФ размеры штрафов за нарушения земельного законодательства

Вид нарушения

Процент от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение (минимальный размер штрафа)**

Диапазон размера штрафа

(если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на котором допущено нарушение), тыс. руб.

Граждане

Долж-ностные лица

Юриди-ческие лица

Граждане

Долж-ностные лица

Юриди-ческие лица

Самовольное занятие земельного участка*

1-1,5

(не менее

5 тыс. руб.)

1,5-2

(не менее 20 тыс. руб.)

2-3

(не менее 100 тыс. руб.)

5-10

20-50

100-200

Использование земельного участка не по целевому назначению

0,5-1

(не менее 10 тыс. руб.)

1-1,5

(не менее 20 тыс. руб.)

1,5-2

(не менее 100 тыс. руб.)

10-20

20-50

100-200

Неиспользование земельного участка

1-1,5

(не менее 20 тыс. руб.)

1,5-2

(не менее 50 тыс. руб.)

3-5

(не менее 400 тыс. руб.)

20-50

50-100

400-700

* За нарушения, выраженные в самовольном занятии земель, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

** В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Противодействие коррупции является одной из задач, реализуемых кадровой службой Управления Росреестра по Мурманской области. В этих целях на постоянной основе проводится комплекс мероприятий, направленных как на формирование у сотрудников устойчивого антикоррупционного поведения, так и на создание условий, препятствующих совершению коррупционного проступка.
Так, одной из антикоррупционных мер является обязанность госслужащих ежегодно предоставлять сведения о доходах, расходах, о находящемся в собственности имуществе, денежных средствах на счетах в банках, как своих, так и своего супруга и несовершеннолетних детей. Эти сведения анализируются кадровой службой Управления Росреестра на предмет несоответствия доходов госслужащего и его семьи его расходам – все расходы на покупку недвижимости, транспортных средств, акций и иных ценных бумаг должны соответствовать доходам. И если у госслужащего появляется в собственности имущество, а он не может доказать законность его приобретения, то это имущество у него изымается и обращается в доход государства. Надо отметить, что за всё время существования Управления Росреестра не было случаев, когда расходы сотрудников превышали бы их доходы.
Другая антикоррупционная мера – это обязанность госслужащего уведомить руководителя Управления перед тем, как выполнять другую, не относящуюся к деятельности Управления, оплачиваемую работу. Управление Росреестра не только оказывает различным организациям и предпринимателям государственные услуги, но и осуществляет в отношении них контрольно-надзорные функции. И нельзя исключать случаи, когда предприниматель за оказанную без очереди либо в нарушение закона услугу, или за невыявление у него в ходе контроля нарушения, может предложить госслужащему «поработать» по договору у него в фирме, фактически не работая, и заплатить ему за это. Другими словами, предложить завуалированную взятку. Поэтому кадровой службой Управления Росреестра анализируются все уведомления сотрудников о намерении выполнять иную работу на предмет соприкосновения служебной деятельности сотрудника с организацией, предпринимателем, у кого сотрудник намерен работать. И случаев, когда сотрудник выполнял работу в организации, с которой он ранее взаимодействовал при исполнении служебных обязанностей, за всё время существования Управления не допущено.
О фактах коррупции, допущенных сотрудниками Управления Росреестра по Мурманской области, можно сообщить по «телефону доверия» (8152) 45-88-07, который функционирует ежедневно, круглосуточно, без выходных и перерывов, в режиме автоответчика, либо на электронные адреса: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., а также по почте: 183025, г.Мурманск, ул.Полярные Зори, д.22.

При оформлении различных прав на недвижимое имущество и совершение сделок с ним, расчете налога на имущество необходимо знать кадастровый номер объекта. На официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru функционирует сервис «Публичная кадастровая карта», с помощью которого можно ознакомиться с общей информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости,  в том числе узнать площадь и кадастровую стоимость объекта, а также его характеристики. Для получения общедоступных сведений используется расширенный поиск, например,  адрес или местоположение объекта недвижимости.

Интересующую информацию заявители могут получить во всех офисах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области, где  обеспечен доступ заявителей к электронным сервисам Росреестра.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости – это единственный на данный момент документ, которым удостоверяется государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет.
Планируя совершить сделку с объектом недвижимости, хочется быть уверенным в том, что имущество ни чем не обременено, не находится под арестом, в залоге и не принадлежит третьему лицу. Единственный законный и доступный способ удостовериться в этом — заказать выписку из ЕГРН.
Выписка из ЕГРН содержит описание объекта недвижимости, его технические характеристики, сведения о зарегистрированных правах, ограничениях прав, сведения о существующих правопритязаниях на объект недвижимости и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными и предоставляются по запросам любых лиц, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости являются актуальными (действительными) на момент их выдачи.
Для получения выписки необходимо обратиться в любое отделение многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг Мурманской области. За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата, размеры которой зависят от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений и статуса заявителя.
Размеры такой платы установлены Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации».
В текущем году по распоряжению Правительства Мурманской области проводились работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Оценка впервые проведена в соответствии с новым законом «О государственной кадастровой оценке» (Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ) с применением на всей территории страны единой методики кадастровой оценки. Кадастровую стоимость земельных участков определило областное учреждение ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области». Со стороны региональных органов власти работу учреждения «Имущественная казна» курирует Министерство имущественных отношений Мурманской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 18.10.2018 №96.
Документ официально опубликован 24 октября текущего года в электронном бюллетене «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области» на официальном интернет-портале Правительства Мурманской области (npa.gov-murman.ru).
Новая кадастровая стоимость определена для 479 земельных участков общей площадью порядка 315,5 тыс. га, в основном это земельные участки заповедников. В пользовании граждан и юридических лиц преобладают земельные участки туристического и рекреационного назначения: туристические базы, базы отдыха, горнолыжные трассы.
Утвержденная кадастровая стоимость будет внесена в Единый государственный реестр недвижимости и станет базой для исчисления земельных платежей земель особо охраняемых территорий и объектов с 1 января 2019 года.
В целях упорядочения строительства домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены новые правила, вступающие в силу с 1 марта 2019 года.
Жилым домом признается отдельно стоящее здание, не подлежащее разделу на самостоятельные объекты, высотой не более 20 м и с количеством надземных этажей не более трех. Требования являются едиными и для жилых домов, и для жилых строений, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
С 1 марта 2019 года отпадет необходимость в подготовке проектной документации. Однако для получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта нужно будет уведомить орган местного самоуправления о планируемом строительстве. Перечень необходимых для этого документов содержатся в статье 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Уведомление о строительстве можно будет подать через МФЦ. По окончании строительства или реконструкции также направляется соответствующее уведомление, требования к которому установлены статьей 55Градостроительного кодекса РФ.
Следует иметь в виду, что новые требования закона предъявляются к строительству новых объектов. Если же жилой или садовый дом уже построены, то рекомендуется оформить на него право собственности до 1 марта 2019 года.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Поэтому многих заявителей интересует вопрос, а нужна ли регистрация ранее возникших прав? Нужно ли перерегистрировать свои права на объекты недвижимости, возникшие до образования Росреестра?
Управление Росреестра по Мурманской области сообщает, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Вместе с тем без регистрации ранее возникшего права не обойтись, если заявители планируют совершить переход таких прав, подать документы на государственную регистрацию ограничения и обременения объектов недвижимости, или если совершена сделка с объектом недвижимости после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В Управлении Росреестра по Мурманской области 29 октября 2018 года подведены итоги конкурса на звание «Лучший по профессии» среди государственных гражданских служащих Управления, осуществляющих государственный земельный надзор.

Конкурсанты оценивались по критериям, характеризующим уровень профессионального мастерства, знание требований законодательства, регламентирующего прохождение государственной гражданской службы, организации и проведения проверок соблюдения требований законодательства, производства по делам об административных правонарушениях.

В конкурсе приняли участие гражданские служащие Управления, имеющие стаж работы в должности государственного инспектора по использованию и охране земель не менее трех лет, не имеющие нарушений трудовой дисциплины.

Все участники конкурса показали не только высокий уровень своих теоретических знаний и умение применять их на практике, но и правильную организацию выполнения заданий, продемонстрировали высокую культуру труда.

Победителем конкурса стал специалист-эксперт Оленегорского отдела Микитюк Виктория Алексеевна. Второе место присуждено ведущему специалисту-эксперту Мончегорского отдела Цвырко Ирине Александровне, третье – специалисту-эксперту Кандалакшского межмуниципального отдела Ионовой Ольге Александровне.

При оформлении документов в случае приобретения квартиры, земельного участка, гаража или иного объекта недвижимости перед гражданами возникает вопрос о том, какие документы необходимо собрать для оформления прав. В этом поможет разобраться электронный сервис "Жизненные ситуации", размещенный на портале Росреестра.
Для этого необходимо зайти на портал Росреестра (www.rosreestr.ru), перейти в раздел «Электронные услуги и сервисы» и воспользоваться сервисом «Жизненные ситуации».
С его помощью заявитель может самостоятельно определить, какой перечень документов ему необходим. Для этого требуется выбрать объект (жилой дом, квартира, комната в коммунальной квартире, земельный участок и др.), операцию по которому планируется совершить и вид операции по нему (дарение, купля-продажа, постановка на государственный кадастровый учет и др.). Для того, чтобы правильно сформировать пакет необходимых для предоставления услуги документов, Заявителю будет предложено заполнить небольшую анкету и уточнить информацию, после чего будет сформирован комплект документов на основании ответов на вопросы в предыдущих этапах. Кроме того сервис определяет срок предоставления государственной услуги и размер государственной пошлины.
Таким образом, до обращения в Росреестр заявитель может самостоятельно узнать, какие документы необходимо собрать для той или иной операции, которую он планирует совершить.
Вместе с тем, в случае возникновения вопросов заявитель может получить консультацию по единому справочному телефону: 8(800)100-34-34.
Управление Росреестра по Мурманской области и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области установили охранные зоны и внесли в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах охранных зон 3356 пунктов государственной геодезической сети, которые расположены на территории Мурманской области.
Главная цель установления охранных зон - обеспечить сохранность геодезических пунктов.
При постановке на кадастровый учёт охранных зон геодезических пунктов в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются ограничения в использовании земельного участка, установленные для соответствующей зоны, и обозначение соответствующих обременений в правоустанавливающих документах на земельные участки.
Управление обращается ко всем, кто имеет на своем земельном участке неизвестное сооружение: не спешите избавляться от него, возможно, это - геодезический пункт. Землепользователям и собственникам участков следует обратиться в Управление и совместно со специалистами ведомства определить, относится ли сооружение к геодезическим пунктам или нет.
Снос или перенос геодезических пунктов возможен только с разрешения Управления Росреестра по Мурманской области.
При производстве строительных работ, разработке карьеров, возведении или сносе сооружений и т.п., которые могут повлечь повреждение или уничтожение геодезических пунктов, предприятия и организации, осуществляющие эти работы, обязаны заблаговременно запрашивать Управление о возможности переноса или сноса геодезических пунктов.
Правообладателям земельных участков, в границах которых имеются данные геодезические сооружения, – необходимо помнить об ответственности за уничтожение и разрушение ГГС, а также обязанности обеспечения возможности подъезда (подхода) специалистов для выполнения геодезических и картографических работ, а также для проведения ремонта.
Статьей 7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 200 тысяч рублей.
Неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты геодезических сетей Управления Росреестра по Мурманской области об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. Приказом Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 135 установлен порядок уведомления.
Контактный телефон специалистов Управления в области геодезии и картографии:
8 (8152) 44-16-32; Красильников А.И. и Котцова Ю.В.

Кандалакшский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Мурманской области информирует население о том, что в настоящее время все действия индивидуальных землевладельцев на участках для садоводства регламентируются Федеральным Законом №66-ФЗ от 15 апреля 1998 года с изменениями и дополнениями.

      Статья 1 вышеуказанного закона дает понятие садового земельного участка – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения, без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Землепользователю такого земельного участка следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

      Нарушение режима применения земельного участка  приводит к штрафным и иным санкциям со стороны хозяйствующего субъекта.

Частью 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Административное наказание по данной статье предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей;, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 20 000 до 50 000 тысяч рублей.

Последнее время в Управление Росреестра по Мурманской области поступают обращения о том, что гражданин заказал на некоем интернет-сайте выписку из ЕГРН, оплатив ее, а документ им так и не получен.

С 1 февраля 2019 года вступает в силу норма, установленная Федеральным законом от 03.08.2018 №338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".
С этой даты после удостоверения договора в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус будет обязан не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в регистрирующий орган – в Росреестр.
Если нотариус по независящим от него причинам не может направить в Росреестр документы в электронном виде, то он обязан предоставить их на бумаге в течение двух рабочих дней.
При этом за представление нотариусом в указанных случаях заявления о государственной регистрации прав в орган регистрации прав плата за услуги правового и технического характера не будет взиматься. Эта услуга будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки.
Таким образом, гражданам не нужно будет обращаться после нотариуса в МФЦ для подачи документов в Росреестр.
Управление Росреестра по Мурманской области получило документы, подтверждающие вступление в силу итоговых документов проверки прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Финляндской Республикой.
В 2017 году между Россией и Финляндией был подписан протокол об описании прохождения российско-финляндской государственной границы.
Совместная российско-финляндская комиссия руководила работами по проверке границы между государствами. В состав комиссии с российской стороны вошли представители МИД России, Минобороны России, ФСБ России, Росреестра, а также приграничных с Финляндией субъектов России – Республики Карелия, Ленинградской и Мурманской областей.
Российско-финляндская государственная граница проверена от пограничного знака, расположенного в Финском заливе, до пограничного знака «Муоткаваара» (Крокфьеллет), установленного на стыке границ России, Финляндии и Норвегии. Технические работы по проверке прохождения государственной границы выполнялись совместно российскими и финляндскими специалистами в период с 2007-2016 годы.
В настоящее время все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу Протокола выполнены, как со стороны России, так и со стороны Финляндии.
Протяженность государственной российско-финляндской границы составляет 1343,6 км, из которых 1080,3 км проходит по суше, 83,6 км – по рекам и ручьям и 125,7 км – по озерам, а 53,7 км по акватории Финского залива и 0,3 – по островам, расположенным в ней. На местности государственную границу можно узнать по установленным пограничным знакам, которым присвоены соответствующие номера.
В Единый государственный реестр недвижимости сведения о прохождении границы Российской Федерации с Финляндской Республикой будут внесены после подготовки соответствующих документов.
В случае несогласия с оценкой объектов недвижимости оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию. При Управлении Росреестра по Мурманской области с 2012 года действует комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.