Россияне могут узаконить земли, используемые более 15 лет
16 сентября вступают в силу изменения в законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости». Поправки упростят процедуру проведения комплексных кадастровых работ, заказчиками которых выступают муниципальные власти. Федеральный закон (150-ФЗ от 17.06.2019) устанавливает порядок уточнения границ земельных участков, фактическая площадь которых не соответствует площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Сбор и анализ данных в ходе комплексных кадастровых работ позволяют выявить и устранить случаи пересечения границ и, в определенных случаях, самозахвата земель, а также реестровые ошибки. Последнее – наиболее распространенная причина, по которой садоводы не могут поставить на кадастровый учет личные участки и земли общего пользования в соответствии с законодательством. По мнению специалистов Федеральной кадастровой палаты, упрощение процедуры проведения комплексных кадастровых работ в целом благотворно скажется на положении собственников земельных участков.
Так, одно из положений предоставляет возможность гражданам узаконить в рамках проведения комплексных кадастровых работ фактически используемые земельные участки, если их площадь превышает площадь, указанную в ЕГРН. Важно отметить, что узаконить фактически используемые «лишние» метры можно будет лишь в том случае, если участок используется в этих границах более 15 лет, на него нет посягательств со стороны соседей и претензий органов власти. Кроме того, площадь такого «увеличения» должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией, а в случае если такой минимальный размер не установлен – не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.
«У граждан есть возможность официально оформить используемые участки, а соответственно, впоследствии ими распоряжаться. Если в ходе комплексных кадастровых работ, которые проводятся по заказу местных властей, выяснится, что используемая площадь земельного участка больше, чем предусмотрено данными в ЕГРН, при соблюдении всех критериев разницу можно будет узаконить. Но важно – к поправкам нельзя относиться как к возможности быстро увеличить площадь своих земельных участков. Закон направлен на уточнение существующих участков и поддержку собственников, которые на протяжении многих лет использовали земли без уточненных границ», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова.
Комплексные кадастровые работы (ККР) – это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства. Такие работы проводятся за счет бюджета по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах).
Кадастровые работы проводятся для уточнения границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Кроме того, они нужны для корректного представления земельных участков, на которых расположены здания, а также для исправления реестровых ошибок. Комплексные кадастровые работы не проводятся в отношении линейных объектов.
Информация о проведении таких работ публикуется в открытых источниках, в том числе на сайтах органов госвласти или местного самоуправления, в течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ. Кроме того, о начале проведения работ в конкретном кадастровом квартале, где расположен объект, правообладателя должен известить непосредственный исполнитель работ – кадастровый инженер – по электронной или обычной почте, при наличии этих сведений в реестре недвижимости.
Как отмечает замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова, после внесения в ЕГРН сведений о земельных участках и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате проведения комплексных кадастровых работ, у правообладателей таких объектов недвижимого имущества отпадает необходимость проводить кадастровые работы за свой счет. Комплексные кадастровые работы проводятся на бюджетные средства.
Помимо этого, с вступлением в силу 150-ФЗ появляется возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка и утверждение такого проекта не требуется. Согласно 150-ФЗ, заказчики ККР вправе использовать технические паспорта, оценочную и иную необходимую в работе документации. Эта мера позволяет исключить дополнительные затраты и сэкономить местный бюджет.
«Проведение комплексных кадастровых работ по заказу органов госвласти или местного самоуправления позволяет сократить число земельных споров и защитить права собственников недвижимости, обеспечить справедливое налогообложение. Таким образом повышается и эффективность управления различными территориями в составе субъектов федерации», – заключила Марина Семенова.
Напомним, Федеральный закон №150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подписал Президент России Владимир Путин 17 июня 2019 года. Закон вступает в силу 16 сентября, спустя 90 дней после дня его официального опубликования.
На территории Мурманской области продолжаются работы в рамках 2 этапа государственного контракта по координатному описанию местоположения границ 15 муниципальных образований региона и обеспечению внесения сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости.
В настоящее время АО «Аэрогеодезия» (г. Санкт-Петербург) завершены землеустроительные работы по семи муниципальным образованиям: города Апатиты, Кировск, Полярные Зори с подведомственными территориями Мурманской области, ЗАТО г. Островной, Терский район, городское поселение Умба и сельское поселение Варзуга Терского района Мурманской области.
Материалы землеустройства поступили в Управление Росреестра по Мурманской области для прохождения государственной экспертизы на соответствие исходным данным, техническим условиям, техническому заданию, и требованиям проведения землеустройства. В работе экспертной комиссии примут участие представители Министерства имущественных отношений Мурманской области (заказчик работ), Министерства юстиции Мурманской области и Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Мурманской области.
По окончании прохождения экспертизы при положительном заключении экспертной комиссии материалы землеустройства будут приняты в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, Управления Росреестра по Мурманской области, и станут общедоступными для всех заинтересованных лиц.
Средний срок постановки на государственный кадастровый учет сократился с десяти до четырех дней за пять лет
За последние пять лет средний срок постановки на государственный кадастровый учет снизился с десяти до четырех дней. Это стало возможным благодаря внедрению электронных сервисов и развитию различных форм межведомственного взаимодействия.
В 2014 году срок постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет составлял десять календарных дней. К 2019 году его удалось сократить до четырех рабочих дней. В текущем году быстрее всего поставить недвижимость на кадастровый учет можно в Республиках Мордовия и Северная Осетия, а также в Ставропольском крае – средний срок проведения процедуры ГКУ в этих регионах составляет всего 2 дня.
В 22 субъектах РФ в среднем на кадастровый учет ставят в течение трех дней. Это Белгородская область, Брянская область, Калужская область, Курская область, Тульская область, Ярославская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Саратовская область, Чувашская Республика, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Челябинская область, Алтайский край, Забайкальский край, Приморский край, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика. Немногим дольше – в течение четырех дней ставят на кадастровый учет еще в 19 регионах.
Согласно закону «О государственной регистрации недвижимости» постановка на кадастровый учет осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты приема документов органом регистрации прав. Подать заявление о постановке недвижимости на кадастровый учет можно и в офисах многофункциональных центров. В таком случае, согласно действующему законодательству, процедура должна быть проведена в течение семи рабочих дней с момента получения документов МФЦ.
В то же время, внедрение электронных сервисов в сферу государственных услуг позволили существенно сократить сроки постановки недвижимости на государственный кадастровый учет. В настоящее время действуют сервисы, направленные на упрощение получения государственных услуг в сфере кадастрового учета и регистрации права.
Всего, по состоянию на начало 2019 года, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) учтено 162,5 млн объектов недвижимости.
Как отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова, кадастровый учет – это внесение сведений об объектах недвижимости в единый госреестр, эта процедура носит заявительный характер. В то же время, как подчеркивает эксперт, кадастровый учет позволяет зарегистрировать на данную недвижимость право собственности и в дальнейшем распоряжаться ей в полной мере. Если собственник в дальнейшем планирует продавать, дарить или передавать свою недвижимость по наследству, ее нужно поставить на учет и зарегистрировать свои права. «Так, например, если гражданин получает вновь образованный участок от местной администрации, проведение кадастрового учета будет необходимо для возможности в дальнейшем регистрации права на этот земельный участок», - говорит Марина Семенова.
В процессе проведения кадастрового учета в реестр вносятся основные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах с их характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи (например, сведения о местоположении границ, площади, номере кадастрового квартала, в котором расположен объект). Каждому объекту недвижимости, сведения о котором вносятся в реестр, присваивается уникальный кадастровый номер.
Кадастровый учет может проводиться как одновременно с регистрацией права, так и без нее. Например, кадастровый учет без одновременной регистрации права осуществляется, если в реестр вносятся изменения в характеристики объекта недвижимости (например, изменилась площадь земельного участка и местоположение его границ в результате межевания) или снесли объект недвижимости, право на который не было зарегистрировано. Если же необходимо поставить на кадастровый учет жилой дом, расположенный на приусадебном земельном участке, кадастровый учет такого дома будет осуществляться с одновременной регистрацией прав на него.
 
Справочно:
Федеральная кадастровая палата (ФКП) – оператор Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). В сентябре 2019 года Кадастровой палатой в пилотном режиме был запущен сервис по выдаче сведений из ЕГРН, который позволяет получить выписку за несколько минут.
Кадастровая палата работает в сфере кадастрового учета, регистрации прав собственности и сделок с недвижимостью, оказывает связанные с этим услуги населению и бизнесу в каждом регионе России. С 2009 года находится в ведении Росреестра.
Федеральная кадастровая палата предоставляет сведения из ЕГРН, принимает заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав, вносит сведения о границах субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территории, объектов культурного наследия и других объектов в ЕГРН.
В 2019 году Кадастровой палатой запущен проект по реинжинирингу существующих электронных сервисов предоставления госуслуг для физических и юридических лиц. Также, согласно плану трансформации учреждения, на базе ФКП будет создан Аналитический центр для участников рынка недвижимости и бизнес-сообществ.
Права на недвижимое имущество подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Однако в отношении бытовых построек, таких как бани, сараи, теплицы, хозяйственные строения, необходимо в первую очередь определиться, является ли объект недвижимым. Исходя из понятия «недвижимость», объект должен быть прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Если постройка не имеет фундамента, то есть её можно переместить на другое место, то отнести такой объект к недвижимости нельзя и, соответственно, право на него государственной регистрации не подлежит.
В отношении объектов недвижимого имущества, заявленных для осуществления учётно-регистрационных действий как «бытовые постройки» и расположенных в границах садовых земельных участков и земельных участков с видами разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» или «личного подсобного хозяйства» (в границах населенного пункта), применяется «принцип вспомогательного использования». Это значит, что их размещение в силу норм 51 и 51.1 Градостроительного кодекса РФ возможно без разрешительной документации, без уведомлений о начале или окончании строительства, а также при отсутствии основного объекта недвижимости, например, садового или жилого дома.
В соответствии с законодательством кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, а проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.
При этом, если вы являетесь владельцем земельного участка и хотите им распоряжаться (например, продать, подарить или передать по наследству), вам необходимо поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности. Поэтому Росреестр рекомендует гражданам оформлять участки в соответствии с законодательством. Росреестр также рекомендует правообладателям участков, не имеющих точных границ, рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ (межевания). Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит вас от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.
Управление Росреестра по Мурманской области информирует, что 13.08.2019 вступил в силу Федеральный закон № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
Данный закон направлен на защиту интересов граждан при отчуждении принадлежащего им на праве собственности недвижимого имущества с использованием незаконно полученного ключа электронной подписи.
Законом предусматривается, что осуществление государственной регистрации перехода права, прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий физическому лицу, на основании заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), возможно только при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи о возможности представления соответствующего заявления на основании документов, подписанных УКЭП. Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, может быть представлено как в отношении одновременно всех объектов, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН, так и в отношении любого из них.
Отсутствие в ЕГРН такой записи является основанием для возврата без рассмотрения заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на соответствующий объект недвижимости.
Отсутствие в ЕГРН такой записи не препятствует осуществлению государственной регистрации прав в случае:
- представления электронных документов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- нотариусом;
- сторонами договора купли-продажи с использованием информационных технологий кредитной организаций;
- если документы подписаны УКЭП, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
Составьте правильный список документов на регистрацию жилья за 1 минуту!
 
В настоящее время многие вопросы, связанные с предоставлением услуг Росреестра, можно решить самостоятельно, без обращений за консультациями в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в Кадастровую палату, а также в риэлторские агентства или юридические консультации.
Управление Росреестра по Мурманской области напоминает, что в помощь заявителям работает новый электронный сервис Росреестра «Регистрация просто» , с помощью которого можно узнать какие документы и сколько времени потребуется для кадастрового учета, регистрации права на объект недвижимости и других услуг Росреестра.
На сайте представлены жизненные ситуации, с которыми чаще всего граждане обращаются в Росреестр. Воспользовавшись данным сервисом, можно самостоятельно за 1 минуту сформировать список необходимых документов в отношении конкретного вида объекта недвижимости.
Для этого достаточно зайти на сайт регистрацияпросто.рф и ответить на несколько вопросов. Система, исходя из выбранных ответов, сформирует список документов, формы и шаблоны документов, сведения о размере государственной пошлины и сроках предоставления государственных услуг.
При наличии вопросов дополнительную консультацию можно получить в Ведомственном центре телефонного обслуживания Росреестра по телефону 8 (800) 100-34-34 (круглосуточно, звонок бесплатный).
Управление Росреестра по Мурманской области информирует, что с 1 января 2020 года вступает в силу ФЗ № 299 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», направленный на совершенствование правил получения компенсации за утрату права собственности на жилое помещение.
Закон защитит граждан, которые лишились жилья не по своей вине, а также ограничит возможность злоупотребления правом при требовании компенсации за утрату права собственности на жилое помещение.
Компенсация будет выплачиваться только добросовестному приобретателю, от которого было истребовано жилое помещение. Добросовестный приобретатель – это такой приобретатель, который не знал и не мог знать, что приобрел имущество у лица, не имевшего права его отчуждать.
Выплата компенсации будет осуществляться на основании вступившего в законную силу судебного акта по иску добросовестного приобретателя к Российской Федерации о выплате данной компенсации.
Размер компенсации будет исчисляться исходя из суммы, составляющей реальный ущерб, либо в размере кадастровой стоимости жилого помещения, действующей на дату вступления в силу судебного акта об истребовании жилого помещения (если соответствующее требование заявлено добросовестным приобретателем).
Компенсация будет выплачиваться в случае, если взыскание по исполнительному документу произведено частично или не производилось в течение шести месяцев со дня предъявления этого документа к исполнению.
Добросовестный приобретатель, от которого на основании вступившего в законную силу судебного акта было истребовано жилое помещение в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования до дня вступления в силу ФЗ № 299, вправе в течение трех лет со дня вступления в силу данного закона обратиться с иском о выплате однократной компенсации в размере, установленном законом «О государственной регистрации недвижимости».
В России появился новый вид мошенничества с недвижимостью: злоумышленники использовали возможность дистанционной подачи документов для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости с помощью поддельных электронных подписей (ЭП), созданных на имена их владельцев. С целью пресечения такого рода преступных деяний были внесены изменения в законодательство о государственной регистрации недвижимого имущества.
С 13 августа вступил в силу закон, регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной подписи при проведении сделок с недвижимостью. Новые правила устанавливают возможность проведения таких сделок только с письменного согласия владельца недвижимости. С этого дня граждане получили возможность в заявительном порядке внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) запись о возможности регистрации перехода права собственности на принадлежащую им недвижимость на основании заявления в электронном виде, заверенного ЭП. При отсутствии такой записи в ЕГРН провести сделку дистанционно стало невозможно.
Если гражданин пожелает совершить сделку с находящейся у него в собственности недвижимостью в электронной форме, то ему предварительно необходимо будет подать в регистрирующий орган (через МФЦ) соответствующее заявление на бумажном носителе. Тогда в ЕГРН будет внесена специальная отметка. В противном случае документы о регистрации перехода права собственности, например, в результате купли-продажи объекта недвижимости, поданные в электронном виде и заверенные ЭП, будут возвращены без рассмотрения.
Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов, заверенных ЭП, можно подать как в отношении всех принадлежащих физическому лицу объектов недвижимости, так и в отношении любого из них по отдельности. После подачи гражданином заявления в ЕГРН вносится соответствующая запись в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Действие нового закона не распространяется на цифровую ипотеку, т.е. сохраняется возможность электронной подачи сведений от кредитных организаций, где не требуется личное участие гражданина. Наличие особой отметки в ЕГРН не является обязательным, если используемая при оформлении сделок с недвижимостью ЭП выдана удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты или если сделка проводится с участием нотариусов или органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде.
С целью привлечения молодых специалистов на государственную гражданскую службу Российской Федерации и отбора молодежи из числа студентов и выпускников образовательных организаций Управление Росреестра по Мурманской области осуществляет организацию практики студентов образовательных организаций города Мурманска.

Минэкономразвития России приняло изменения в порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Согласно поправкам, получить выписку об объектах недвижимости можно с сайта Федеральной кадастровой палаты.

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Управление Росреестра по Мурманской области в рамках государственного земельного надзора осуществляет организацию и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В случае выявления нарушения при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства, государственным инспектором по использованию и охране земель в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения. Помимо информации кому и кем выдано предписание, в нем описывается нарушение, указываются нормы законодательства, нарушения которых были установлены, а также устанавливается срок исполнения.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), закреплена положениями статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наказание в виде штрафа.
Таким образом, в целях предотвращения негативных последствий в виде штрафных санкций выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием. Иногда возникают объективные причины, не позволяющие завершить оформление документов на земельный участок, и тем самым исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.
Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано. Ходатайство подается государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения. К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается государственным инспектором в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).
23.08.2019 в 15.00 в Управлении Росреестра по Мурманской области под председательством заместителя руководителя Управления Сочневой Л.В. проведено заседание рабочей группы по оперативному решению вопросов по предприятиям, находящимся в стадии банкротства и имеющим задолженность по заработной плате.
В заседании рабочей группы приняли участие представители Управления, Государственной инспекции труда в Мурманской области, Комитета по труду и занятости населения Мурманской области, Следственного управления Следственного комитета РФ по Мурманской области, Мурманской транспортной прокуратуры и ООО «Косам».
Участниками рабочей группы рассмотрены вопросы о ситуации с задолженностью по заработной плате и перспективах её погашения на следующих предприятиях:
1) ООО «Косам»;
2) АО «Управление специализированных монтажных работ»;
3) ООО «Ковдорслюда»;
4) АО «Северный арсенал».
По вопросам повестки дня доклад осуществлялся директором ООО «Косам», представителем Мурманской транспортной прокуратуры и Управлением Росреестра по Мурманской области.
Также, в связи поручениями, данными на предыдущем заседании рабочей группы, Управлением представлена информация по ситуации с задолженностью по оплате труда на ООО «Авиакомпания Арктика», Следственным управлением Следственного комитета РФ по Мурманской области представлена информация по ситуации с задолженностью по оплате труда на ООО «МеталлРесурс».
По итогам заседания рабочей группы, представленная информация принята к сведению, конкурсным управляющим предприятий, имеющих задолженность по оплате труда, рекомендовано принять все, предусмотренные Законом о банкротстве меры, направленные на защиту интересов, как бывших работников, так и остальных кредиторов.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Управление Росреестра по Мурманской области в рамках государственного земельного надзора осуществляет организацию и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В случае выявления нарушения при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства, государственным инспектором по использованию и охране земель в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения. Помимо информации кому и кем выдано предписание, в нем описывается нарушение, указываются нормы законодательства, нарушения которых были установлены, а также устанавливается срок исполнения.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), закреплена положениями статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наказание в виде штрафа.
Таким образом, в целях предотвращения негативных последствий в виде штрафных санкций выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием. Иногда возникают объективные причины, не позволяющие завершить оформление документов на земельный участок, и тем самым исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.
Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано. Ходатайство подается государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения. К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается государственным инспектором в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).
Сведения о границах 37 столиц субъектов Российской Федерации содержатся в госреестре недвижимости. Почти половина границ столиц регионов внесены в ЕГРН
Всего по состоянию на конец второго квартала 2019 года в госреестр недвижимости внесено около четверти всех границ населенных пунктов
На 1 июля 2019 года количество сведений о границах населенных пунктов, внесенных в ЕГРН, составляет 39,4 тыс., что на 12% больше по сравнению с началом текущего года. За первое полугодие 2019 года в ЕГРН внесены сведения о 4,2 тыс. границ населенных пунктов. По состоянию на конец II квартала 2019 года в ЕГРН содержатся сведения о 25,3% границ населенных пунктов. Общее количество населенных пунктов в Российской Федерации – 155,7 тыс.
Отметим, что в госреестре недвижимости на конец первого полугодия содержатся сведения о границах 37 административных центров субъектов Российской Федерации. Первой столицей субъекта РФ, границы которой были внесены в ЕГРН, стал город Иркутск в апреле 2010 года. В первом полугодии 2019 года были определены границы города-миллионника Новосибирска и столицы Курганской области.
Таким образом, на конец первого полугодия в госреестре содержатся сведения о границах следующих городов: Майкоп, Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Элиста, Якутск, Казань, Ижевск, Абакан, Грозный, Чебоксары, Барнаул, Краснодар, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Волгоград, Иркутск, Калуга, Киров, Кострома, Курган, Липецк, Магадан, Мурманск, Великий Новгород, Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Южно-Сахалинск, Тамбов, Тула, Тюмень, Ульяновск, Москва, Биробиджан, Ханты-Мансийск, Салехард.
Как говорит Марина Семенова, замглавы Федеральной кадастровой палаты, наличие в госреестре недвижимости границ населенных пунктов положительно влияет на развитие учетно-регистрационной системы, упрощение процедур ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности регионов. Границы населенных пунктов отделяют эти земли от земель иного назначения, что позволяет предотвратить мошенничество с земельными участками и использование их не по назначению. Кроме того, наличие границ, определенных в соответствии с законом, дает возможность предоставлять земельные участки для размещения на них объектов капитального строительства, что способствует развитию регионов.
К 1 июля 2019 года наибольшее число границ населенных пунктов внесено в ЕГРН на территории Чувашской Республики – 98,7%, Краснодарского края – 94,4%, Белгородской области – 91,6%, Алтайского края – 87,4%, Владимирской области – 84,1%, Тюменской области – 81,5%, Бурятской и Чеченской Республик – 76,3% и 76%.
«Актуальные сведения о границах населенных пунктов помогают сократить число земельных споров между правообладателями, и улучшить качество управления территориями и земельными ресурсами регионов, вовлекая земли в оборот», – отметила замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова.
Правительство РФ поручило органам власти в регионах завершить наполнение ЕГРН сведениями о границах населенных пунктов до 2021 года.
«Кадастровая палата активно взаимодействует с органами местного самоуправления и в порядке межведомственного взаимодействия вносит в ЕГРН сведения о границах. Наполнение госреестра недвижимости сведениями о границах населенных пунктов напрямую зависит от работы региональных администраций, так как именно они, согласно законодательству, инициируют работу по установлению точных границ и направляют сведения в Кадастровую палату», – напомнила Марина Семенова.