Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Версия для слабовидящих
 

Настройки отображения

1) Статьей 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Необходимо учесть, что деятельность юридических и физических лиц может быть приостановлена по решению суда, в случае осуществляемая её с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды.
 
2) Согласно статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статьей 2 указанного закона предусмотрено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Необходимо учесть, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, санкция по данной статье предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
1)Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе учувствовать в отправлении правосудия.
Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» является гражданским долгом.
Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования раз в четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования и на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
За время исполнения присяжным заседателем функций указанных в Федеральном Закон суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:
- возмещаются командировочные, транспортные расходы;
- по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;
- увольнение, перевод на другую работу в этот период на другую работу в этот период не допускаются.
На присяжных заседателей на период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.
 
2)Ответственность несовершеннолетних за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
В соответствии с УК РФ уголовно наказуемыми считаются незаконные приобретение наркотических средств и психотропных веществ, их хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в значительном, крупном и особо крупном размерах (ст. 228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота (ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), а также контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188 УК РФ).
Уголовной ответственности за данные преступления подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Исключением является хищение и вымогательство наркотиков, за которое ответственность наступает с 14 лет.
В случае если преступление совершено до наступления возраста уголовной ответственности, то правоохранительные органы совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних применяют меры воздействия к виновному лицу, а также его родителям, либо лицам, их заменяющим.
На основании статьи 87 УК РФ к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Согласно ч. 2 ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
К несовершеннолетним, длительное время употребляющим наркотики могут применяться принудительные меры медицинского характера.
Примечанием к ст. 228 УК РФ предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
1) Внесены изменения в законодательство в части закрепления полномочий прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан
Федеральным законом от 19.07.2018 № 213-ФЗ внесены изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), касающиеся полномочий прокурора.
Так, в статье 257 КАС РФ «Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке» и статье 281 КАС РФ «Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке» закреплены полномочия прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации данных категорий граждан (при этом административное исковое заявление подписывается прокурором).
В случае, если административное дело о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.
Нормами аналогичного содержания о правах прокурора на подачу исков дополнены Закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
 
2) Федеральным законом от 19.07.2018 № 217-ФЗ внесены изменения в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрена возможность совершения совместных завещаний и заключения наследственных договоров.
В совместном завещании супругов они вправе по обоюдному усмотрению определить следующие последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно: завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам; любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе; определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц; лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения; включить в совместное завещание супругов иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена ГК РФ.
При этом условия совместного завещания супругов действуют в части, не противоречащей правилам об обязательной доле в наследстве (в том числе об обязательной доле в наследстве, право на которую появилось после составления совместного завещания супругов), а также о запрете наследования недостойными наследниками. Совместное завещание супругов утрачивает силу в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
Совместное завещание супругов может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни. После смерти одного из супругов, а также после смерти пережившего супруга совместное завещание супругов может быть оспорено по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (наследственный договор).
Наследственный договор может также содержать условие о душеприказчике и возлагать на участвующих в наследственном договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера, в том числе исполнить завещательные отказы или завещательные возложения.
Помимо этого наследственный договор должен быть подписан каждой из сторон наследственного договора и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении наследственного договора нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры его заключения, если стороны не заявили возражение против этого.
Наследодатель вправе совершить в любое время односторонний отказ от наследственного договора путем уведомления всех сторон наследственного договора о таком отказе. При этом он обязан возместить другим сторонам наследственного договора убытки, которые возникли у них в связи с его исполнением к моменту получения копии уведомления об отказе наследодателя от наследственного договора. Другие стороны наследственного договора вправе совершить односторонний отказ от наследственного договора в порядке, предусмотренном законом или наследственным договором.
 
3) Постановлением Правительства РФ от 24.11.2018 N 1414 внесены изменения в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".
Согласно поправкам с 08.12.2018 знак «Шипы» устанавливать будет не нужно, поскольку знак не помогает участникам движения однозначно предугадать характер движения авто по зимней дороге.
Кроме того, внесены поправки в части нераспространения требований ряда знаков на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов или детей-инвалидов. Предусмотрена необходимость для водителя вместо страхового полиса ОСАГО иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа. Уточнены действия водителя в случае если в результате совершенного дорожно-транспортного происшествия причинен вред только имуществу.
В частности, если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Также предусмотрено, что к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, как с двигателем, так и без него.
 
4) Снижено количество голосов собственников, необходимых для наделения совета дома полномочиями по принятию решения о текущем ремонте общего имущества
С 9 декабря 2018 года вступают в силу изменения, внесенные в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 28.11.2018 № 435-ФЗ.
Федеральным законом корректируется соотношение количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия общим собранием решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Необходимое для принятия решения количество голосов снижается с «не менее двух третей голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме» до «более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме».
Федеральный закон вступает в силу
Прокуратурой города Кандалакши на постоянной основе проводится проверка деятельности правоохранительных органов исполнения требований законодательства связанного с формированием первичных учетных документов. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о допускаемых сотрудниками МО МВД РФ «Кандалакшский» нарушений закона в данной области.
Так, за истекшей период 2018 года прокуратурой города выявлено более 350 нарушений при проверке статистических документов, в связи с чем, удалось предотвратить неверное отражение сведений в ИЦ УМВД России по Мурманской области. В связи с выявленными нарушениями, а также с целью недопущения их впредь в адрес МО МВД внесены представления.
По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 27 должностных лиц МО МВД РФ «Кандалакшский».

Федеральным законом от 03.08.2018 № 307-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе в пункт 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Теперь депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

Указанные изменения вступили в силу со дня опубликования закона, то есть с 06.08.2018.

С 7 октября 2018 г. вступили в силу Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденные приказом МВД Рос-сии от 26.06.2018 № 399.
Указанными Правилами установлена возможность регистрации транспортного средства по электронному паспорту транспортного средства (бумажный ПТС при этом становится недействительным с даты оформления взамен него электронного ПТС). Вместе с тем, на транспортные средства без электронного ПТС будут выдаваться бумажные ПТС взамен: утраченных, непригодных для использования, не соответствующих установленному образцу.
Также установлено, что прекращение регистрации транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции осуществляется по заявлению владельца транспортного средства либо по инициативе регистрационного подразделения Госавтоинспекции.
Прекращение регистрации в отношении отчужденного транспортного средства осуществляется на основании заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом государственные регистрационные знаки и регистрационный документ признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением Госавтоинспекции в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 суток с даты отчуждения.
Не сданные при прекращении регистрации транспортного средства государственные регистрационные знаки и регистрационные документы вносятся регистрационным подразделением Госавтоинспекции в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.
Федеральным законом от 20.12.2017 № 398 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» установлены дополнительные требования, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно указанным изменениям юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, находящихся в транспортном средстве и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), будут обязаны соблюдать повышенные требования безопасности:
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения,
- назначать аттестованного ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
- организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств,
- обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах).
Кроме этого, новшеством является и то, что физические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь, обязаны:
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
- осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств.
В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха должностным лицам органов государственного надзора в области безопасности дорожного движения предоставлено право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.
Указанные изменения вступят в силу с 21 декабря 2018 г.
1. Верховный Суд Российской Федерации поддержал участника долевого строительства в споре с застройщиком.
Очень часто граждане приобретают жилое помещения заключая договор участия в долевом строительстве, в связи с чем в последующем сталкиваются с проблемами из-за качества жилья.
Полезной для дольщиков является позиция Верховного Суда Российской Федерации в споре по конкретному делу (определением от 13.02.2018 N 31-КГ17-11).
Суть спора состояла в следующем.
Участница долевого строительства, обнаружила, что жилье отличается от того, которое было заявлено в договоре. В соответствии с техническим описанием жилого помещения, являющегося неотъемлемой частью договора, межкомнатные перегородки в квартире должны быть кирпичными, а фактически сделаны из более дешевых пазогребневых плит, кроме того, все электрические розетки не были надлежащим образом прикреплены к стенам.
Истица просила суд, чтобы застройщик пересчитает цену квартиры с более дешевыми материалами и вернет ей разницу.
В добровольном порядке застройщик требования не исполнил, и получить разницу в стоимости; расходы, понесенные в связи с приглашением эксперта, и компенсацию морального вреда стало возможно исключительно на основании решения суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая жалобу истицы на решение областного суда об отказе в удовлетворении ее требований, встала на её сторону.
При этом Верховный Суд указал, что согласно Федеральному закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик должен передать дольщику объект, качество которого соответствует условиям договора. А если есть отступления от договора, то гражданин по выбору может просить бесплатно устранить недостатки, уменьшить цену договора или потребовать возместить расходы на устранение недостатков. Кроме того, если была замена стройматериалов, то именно фирма-застройщик, обязана доказать, что замена не ухудшила объект.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение об отказе в удовлетворении требований и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Позиция Верховного суда в рамках конкретного дела отражает правовую позицию высшей судебной инстанции относительно подобных споров.
 
2. Федеральным законом от 27.06.2018 № 170-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которыми комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены правом принятия решений о проведении разъяснительной работы о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения, в отношении несовершеннолетних, а также их законных представителей, которыми в присутствии детей совершены противоправные и (или) антиобщественные действия, оказывающие отрицательное влияние на их поведение.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона № 120-ФЗ дополнена законодателем пунктом 9, который возлагает на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязанность по информированию органов службы занятости о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних оставивших образовательную организацию, достигших возраста пятнадцати лет, до получения основного общего образования, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.
Признан утратившими силу ряд нормативных правовых актов Президиума Верховного Совета РСФСР, в том числе указ от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних», которым комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав руководствовались в своей деятельности до настоящего времени.
Кроме того статьёй 4 Федерального закона № 170-ФЗ на общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» до 01.01.2019 возложена обязанность по переименованию в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальное учебно-воспитательное учреждение».
1.Уточнены правила миграционного учета иностранцев
В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который внес изменения в закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" трудовой мигрант может встать на учет не только по месту проживания, но и по адресу организации, которая его пригласила или предоставила работу.
Уточнено понятие места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства, по которым понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в которых гражданин фактически проживает, то есть регулярно использует для сна и отдыха, либо организация, по адресу которой гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Кроме того, с 16 января 2019 года начнет действовать новая редакция части 2 статьи 18.9 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность юридических и должностных лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны, за непринятие мер по контролю соблюдения иностранными гражданами заявленной цели въезда в Российскую Федерацию и сроков их пребывания в Российской Федерации.
В настоящее время предусмотрена ответственность за непринятие физическим лицом, пригласившим в Россию зарубежного гостя, мер по обеспечению в установленном порядке его своевременного выезда домой по истечении срока пребывания в стране.
Также изменится размер штрафа. Сейчас размер штрафа составляет от 2 тыс. до 4 тыс. рублей (без разграничения круга лиц), то после вступления в законную силу закона, граждане могут понести административное наказание в виде штрафа от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, должностные лица - от 45 тыс. до 50 тыс. рублей, юридические лица - от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
 
2. Улучшены условия содержания женщин в следственных изоляторах
С 07 июля 2018 года вступил в силу приказ Минюста России от 31.05.2018 № 96, которым внесены поправки в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с изменениями, женские камеры, а также камеры для содержания несовершеннолетних должны быть оборудованы телевизором и холодильником.
Кроме того, улучшены санитарные условия содержания женщин и несовершеннолетних в следственных изоляторах: им чаще разрешили принимать душ.
 
3. Внесены изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
Теперь подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, общественно-государственных организациях, осуществляющих военно-патриотическое воспитание и организующих соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
1. Срок оплаты административного штрафа и последствия его неуплаты
В силу положений части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, а также за исключением случаев, установленных законодательством. К таким случаям относятся:
- административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации;
- в случае уплаты штрафа за правонарушение в области дорожного движения не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа размер штрафа уменьшается вдвое, за исключением штрафа за совершение отдельных правонарушений. Если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок влечет:
- наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (но не менее одной тысячи рублей);
- административный арест на срок до пятнадцати суток;
- обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
 
2. Основания признания доказательств по уголовному делу недопустимыми
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Это положение сформулировано в части второй статьи 50 Конституции РФ.
Все доказательства по уголовному делу должны обладать свойством допустимости. Если сведения, которые обнаружены (собраны) следователем (дознавателем), недопустимы (получены с нарушением закона), значит, в данном конкретном случае орган предварительного расследования не располагает доказательством по уголовному делу. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.
Согласно статье 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса.
К недопустимым доказательствам относятся:
- показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;
- показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
- предметы, документы или сведения, входящие в производство адвоката по делам его доверителей, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, за исключением предметов и документов, указанных в части первой статьи 81 настоящего Кодекса;
- иные доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса.
К недопустимым доказательствам, например, могут относиться показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде; показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.
В судебной практике наиболее часто признаются недопустимыми доказательства, когда следственное действие по собиранию доказательств произведено лицом, не управомоченным на это. Так, например, если оперативный работник допросил свидетеля, не имея на то поручения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, полученные показания не могут быть признаны допустимыми; когда следственное действие, в производстве которого, согласно закону, обязательно участие понятых, например обыск, произведено без их участия; когда показания получены с применением обмана, угроз и иных незаконных мер; когда предмет или документ имеет неизвестное происхождение и данное обстоятельство порождает неразрешимые сомнения при оценке его достоверности; когда доказательство получено в результате следственного действия, участникам которого не были разъяснены их права, обязанности и ответственность; когда нарушена процедура следственного действия и это нарушение ставит под сомнение достоверность полученных результатов (например, лицо предъявлено для опознания в группе внешне резко отличающихся лиц).

Прокуратурой города Кандалакши на постоянной основе проводится проверка деятельности правоохранительных органов исполнения требований законодательства связанного с формированием первичных учетных документов. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о допускаемых сотрудниками МО МВД РФ «Кандалакшский» нарушений закона в данной области.

Так, за истекшей период 2018 года прокуратурой города выявлено более 170 нарушений при проверке статистических документов, в связи с чем, удалось предотвратить неверное отражение сведений в ИЦ УМВД России по Мурманской области. В связи с выявленными нарушениями, а также с целью недопущения их впредь в адрес МО МВД внесены представления.

По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 14 должностных лиц МО МВД РФ «Кандалакшский».  

  1. Жилье для детей-сирот: поправки к законодательству

 

Скорректированы законодательные акты, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот, детей без попечения родителей, лиц из их числа (далее - сироты).
         Согласно Федеральному закону от 29 июля 2018 г. № 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законные представители смогут подавать заявления о включении сирот в список на получение жилья. Органы опеки и попечительства смогут включать сирот в список, если заявления не были поданы. Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список.

Единый порядок формирования списка и форму заявления установит Правительство РФ.

Указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка. Помимо предоставления жилья и включения в список, к их числу решено отнести, например, прекращение у сироты российского гражданства.
Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (ранее он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).
Если совместное проживание ребенка с лишенными в его отношении родительских прав гражданами, иными лицами нарушает его права и законные интересы, то с требованием о принудительном обмене предоставленного по соцнайму жилья смогут обратиться в суд законные представители ребенка, орган опеки и попечительства либо прокурор. Уточнен порядок выселения лишенных родительских прав граждан, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным. Прописаны условия выселения сирот при неисполнении ими обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.

Закупки жилья для сирот у собственников-физлиц согласно поправкам можно будет проводить путем запроса предложений, в т. ч. в электронной форме.
Поправки вступают в силу с 01.01.2019.

 

         2.Пересмотрена система федеральных судов общей юрисдикции и военных судов: появятся самостоятельные кассационные и апелляционные суды


         Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" решено создать структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды.
         Кассационные и апелляционные суды отнесены к федеральным судам общей юрисдикции. Они действуют в пределах территории соответствующих судебных кассационных и апелляционных округов. Всего будет создано 9 кассационных и 5 апелляционных судов общей юрисдикции. Установлено, на территории каких регионов они действуют. Определены места их постоянного пребывания. Предусмотрена возможность образования постоянных судебных присутствий.

Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты судов субъектов Федерации, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные и апелляционные суды действуют в составе президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.
          В систему военных судов, помимо окружных (флотских) и гарнизонных военных судов, решено включить кассационный военный суд и апелляционный военный суд. Определены места их постоянного пребывания. Прописаны полномочия и порядок организации работы.
Принципиальным отличием установленного порядка от прежнего станет четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые ранее были сконцентрированы в одних и тех же судах.
Кроме того, установлен предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ - 76 лет.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Предусмотрены переходные положения.

 

В очередном обзоре практики Верховного Суда РФ (N 2, 2018 г.) приведены позиции его Президиума и судебных коллегий по широкому кругу дел.

Рассмотрены примеры разрешения трудовых, семейных, наследственных, жилищных споров; споров по защите вещных прав, вследствие причинения вреда.

Так, районный коэффициент за работу в местности с особыми климатическими условиями начисляется на зарплату, минимальный размер которой установлен законом.

Причинение телесных повреждений - достаточное основание для компенсации морального вреда, даже если точно установить их характер и степень невозможно.

Изучена практика применения законодательства о банкротстве, охране объектов культурного наследия, защите конкуренции, налогах и сборах, социальном страховании, бюджетного и таможенного законодательства.

Например, требование участника о возврате вклада в уставный капитал общества в связи с недействительностью решения об увеличении капитала является корпоративным и не включается в реестр требований кредиторов.

Если организация или ИП письменно не уведомили налоговый орган об освобождении от уплаты НДС, они не утрачивают право на такое освобождение.
          Прокомментирован ряд уголовных и административных дел. Так, решение, на основании которого ограничивается доступ к сайту с информацией, запрещенной к распространению в России, принимает суд общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
Рассмотрена и практика международных договорных органов (ЕСПЧ, комитетов ООН против пыток, по правам человека, по правам инвалидов).

         КС РФ: жильцы многоквартирных домов вправе платить за тепло по индивидуальным счетчикам, даже если соседи демонтировали свои.

         Гражданин оспорил конституционность норм, в силу которых при расчете платы за отопление не учитываются показания индивидуальных счетчиков теплоэнергии в многоквартирном доме, где при вводе в эксплуатацию (в т. ч. после капремонта) был установлен общедомовой счетчик и все помещения были оборудованы индивидуальными счетчиками, сохранность которых в отдельных помещениях не была обеспечена.

    Конституционный суд РФ Постановлением от 10 июля 2018 г. № 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" признал оспоренные нормы не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не предусматривают учет показаний индивидуальных счетчиков в указанном случае.

   Федеральному законодателю надлежит уточнить порядок расчета платы за отопление по счетчикам. Судебные решения, основанные на признанных неконституционными нормах, подлежат пересмотру.

Статьей 123 Налогового кодекса РФ установлена налоговая ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Вместе с тем, положения пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ, предусматривающие случаи освобождения от налоговой ответственности (штрафа), связывают его с двумя условиями, которые, кроме прочего, поощряют ответственное и деятельное участие налогообязанных лиц в поддержании фискального правопорядка, а именно с добровольными (не вынужденными) действиями по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной налоговой отчетности (декларации или расчете) и уплатой недоимки с начисленными на нее пенями. По своему буквальному смыслу и в истолковании правоприменительной практикой эти положения допускают применение предусмотренной ими поощрительной меры лишь при соблюдении обоих условий и, следовательно, не предполагают освобождения от налоговой ответственности лица, которое не исправило налоговую отчетность и не представило налоговым органам уточненную налоговую отчетность, тогда как налоговый агент, аналогичным образом возместивший просрочку (недоимку), но сначала представивший недостоверный расчет налога, и лишь затем его уточнивший (исправивший) в установленном законом порядке, подлежит освобождению от налоговой ответственности.

В постановлении от 6 февраля 2018 года № 6-П Конституционный Суд устранил расхождения в понимании положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, имеющие место в судебной практике, и постановил, что они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.

 

 

О закупках

 

Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ, вступившим в силу 01.07.2018, внесены изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе.

В случае неприведения положения о закупке в соответствие с вышеуказанными требованиями, заказчику с 1 января 2019 года придется перейти на порядок закупок, предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 14 июля 2018 года отменяется проведение антимонопольными органами плановых проверок в сфере рекламы при выявлении превышения ее уровня громкости над средним уровнем громкости прерываемой ею программы. 

            Федеральным законом уточнены основания для проведения внеплановой проверки. Так, одним из таких оснований является мотивированное представление должностного лица антимонопольного органа по результатам анализа результатов наблюдения за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения обязательных требований.

             Иные основания отражены в пунктах 1, 2.1 и 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

            С 1 октября 2018 года через портал государственных услуг можно будет подать заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и получить указанное разрешение.

            Кроме того, через портал госуслуг владелец сможет подать уведомление о своем отказе от дальнейшего использования разрешения.

 

            В Российской Федерации появится должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг

            Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ введена должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

            Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг будет в досудебном порядке рассматривать обращения потребителей о взыскании с финансовых организаций денежных сумм в размере не более 500 тысяч рублей, а также споры, вытекающие из нарушения страховщиками порядка осуществления страхового возмещения.

            Кроме того, финансовые уполномоченные будут рассматривать обращения потребителей услуг кредитных, страховых, микрофинансовых организаций, ломбардов и кредитных потребительских кооперативов. Иные финансовые организации смогут взаимодействовать с финансовыми уполномоченными на добровольной основе, на основании заявления, форма и порядок подачи которого устанавливаются Советом Службы.

            С 03.12.2018 вправе организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе кредитные, страховые, микрофинансовые организации, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды.

            Затем с 01.06.2019 по 01.01.2021 (для разных видов финансовых организаций) взаимодействие с финансовым уполномоченным станет обязательным.

            Обращение к финансовому уполномоченному - обязательная стадия перед обращением в суд (за исключением ряда случаев). А до направления обращения финансовому уполномоченному потребитель должен направить претензию в финансовую организацию.

            Решения финансовых уполномоченных будут обязательны для финансовых организаций. В случае их неисполнения уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ (удостоверение) для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением. При этом с финансовой организации может быть через суд взыскан штраф за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного.

            В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" финансовым уполномоченным может быть гражданин РФ старше 30 лет, имеющий высшее образование юридического или экономического профиля (для главного уполномоченного обязательно высшее юридическое образование). Опыт работы кандидата на должность на финансовом рынке либо в области его регулирования, контроля и надзора или в сфере защиты прав пользователей финансовых услуг должен составлять не менее 5 лет или имеющий стаж работы судьей не менее 10 лет.

            Решение финансового уполномоченного может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Список баннеров