В связи с поступающими вопросами граждан, прокуратура города разъясняет об отличии работы по совместительству от совмещения должностей (профессий). В соответствии с ч. 1 ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, установлены гл. 44 ТК РФ.
Согласно ст. 282 ТК РФ совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в трудовом договоре должно быть обязательно указано, что работа является совместительством.
Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству регламентируется ст. 284 ТК РФ и не должна превышать: в течение рабочего дня – 4 часов; в течение месяца – половины месячной нормы рабочего времени; в течение другого учетного периода – половины нормы рабочего времени за соответствующий учетный период.
В соответствии с ч. 1 ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ под совмещением понимается выполнение дополнительной работы у одного и того же работодателя в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Совмещение профессий (должностей) возможно только с письменного согласия работника.
В отличие от работы по совместительству заключение дополнительного трудового договора в этом случае не требуется. Конкретный порядок оформления совмещения профессий (должностей) законодательно не установлен. На практике, как правило, заключается дополнительное соглашение и издается приказ работодателя. Правомерность такого подхода подтверждена Министерством труда и социальной защиты РФ. В письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897 разъяснено, что поручение работнику дополнительной работы на условиях совмещения должностей (по двум или нескольким профессиям, специальностям или должностям) может быть определено сторонами как при заключении трудового договора в качестве условия о трудовой функции, так и впоследствии путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, при совместительстве дополнительная работа выполняется в свободное от основной работы время, работа может выполняться как у основного работодателя, так и у любого другого, на выполнение работы по совместительству заключается отдельный трудовой договор, а при совмещении дополнительная работа выполняется в течение рабочего дня за дополнительную плату, работа выполняется у того же работодателя, при этом отдельный трудовой договор не заключается.
 
Прокурор города
старший советник юстиции
Т.В. Степанова
Прокуратура города разъясняет, что согласно ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Прокуратурой города проведена проверка по фактам отказов врачей взрослого поликлинического отделения ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» в выписке бесплатных рецептов на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Прокуратурой города в связи с поступлением жалоб на действия должностных лиц ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ», проведена проверка по фактам отказов врачей взрослого поликлинического отделения ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» в выписке бесплатных рецептов на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, по результатам которой установлено, что данные отказы являются незаконными и нарушающими права граждан на охрану здоровья по следующим основаниям.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации является одним из видов медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013г. № 932.
Согласно ч. 1, 3 ст. 11 Закона отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н утвержден Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения (далее Порядок).
Согласно пункту 34 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи. Этим же пунктом предусмотрены категории граждан, которым должны выписываться лекарственные препараты.
Таким образом, назначение лекарственных препаратов и выписка рецептов на них являются одним из видов медицинской помощи, которую медицинские работники обязаны оказывать гражданам при наличии медицинских показаний. Действующее законодательство об охране здоровья граждан не предусматривает случаев, при которых медицинские работники имеют право отказывать льготной категории граждан гражданам в выписке рецептов на лекарственные препараты.
В ходе проверки установлены следующие причины отказа врачами в выписке рецептов на лекарственные препараты гражданам:
- отсутствие лекарственного препарата в утвержденной Министерством здравоохранения Мурманской области заявке ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» на лекарственные препараты для льготных категорий граждан;
- использование в полном объеме утвержденного на лекарственные препараты лимита в заявке ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ».
В целях восстановления и защиты социальных прав и законных интересов неопределенного круга граждан, проживающих на территории Кандалакшского района и имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача (фельдшера), прокурором города в Кандалакшский суд направлено исковое заявление о признании незаконными действий ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» в части отказа в выписке рецептов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения гражданам, проживающим на территории Кандалакшского района и имеющим право по медицинским показаниям на их бесплатное получение и обязании ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» при назначении лекарственных препаратов выписывать рецепты на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения гражданам, имеющим право на их бесплатное получение или получение со скидкой, при оказании первичной медико-санитарной помощи.
 
Прокурор города
старший советник юстиции
Т.В. Степанова