Повышение управляющей организацией тарифа на ремонт и содержание жилья в связи с ростом индекса инфляции без проведения собрания собственников жилых помещений незаконно Прокуратура города разъясняет, что согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, законодатель строго установил порядок определения и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, - путем проведения общего собрания собственников жилых помещений. То есть, самостоятельно определять размер платы за ремонт и содержание жилья управляющая организация не вправе. Данный порядок призван обеспечить интересы собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Соответственно, повышение тарифа за ремонт и содержание жилья в связи с ростом индекса инфляции, не предоставляет права управляющей компании вне зависимости от условий заключенного договора управления многоквартирным домом повышать размер платы за данную услугу без проведения собрания собственников жилых помещений.
 
И.о. прокурора города
советник юстиции
А.Ю. Соснина
С 22.09.2016 г. вступает в силу Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.
В соответствии со статьей 5 данного закона к субъектам профилактики правонарушений отнесены федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
К лицам, участвующим в профилактике правонарушений согласно статье 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» относятся граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений.
Законом установлены основные направления профилактики правонарушений, полномочия субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.
Также законом предусмотрены следующие формы профилактического воздействия:
- правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа;
- объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
- профилактический учет;
- внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
- профилактический надзор;
- социальная адаптация;
- ресоциализация;
- социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
 
И.о. прокурора города
советник юстиции
А.Ю. Соснина
Прокуратура города разъясняет, что статьей 114 Семейного кодекса РФ предусмотрена возможность освобождения от уплаты задолженности по алиментам или уменьшение этой задолженности по соглашению сторон по взаимному согласию сторон, за исключением случаев уплаты алиментов на несовершеннолетних детей.
Суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам.
Кроме того, пунктом 2 статьи 115 Семейного кодекса РФ предусмотрена ответственность лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, за несвоевременную уплату алиментов в виде уплаты неустойки, возмещения убытков, причиненных просрочкой исполнения алиментных обязательств.
Такая ответственность наступает в случае образования задолженности по вине плательщика алиментов и не может быть возложена на плательщика, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, задержкой или неправильным перечислением алиментных сумм банками и т.п. (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»).
 
И.о. прокурора города
советник юстиции
А.Ю. Соснина
Статья 73 Трудового кодекса РФ определяет, что работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 Кодекса.
Трудовой договор с руководителями организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителями и главными бухгалтерами, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или в постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 Кодекса. Работодатель имеет право с письменного согласия указанных работников не прекращать с ними трудовой договор, а отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения от работы заработная плата указанным работникам не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случае нарушения трудовых прав работник вправе обратиться за защитой в Государственную инспекцию труда по Мурманской области (г.Мурманск, ул.Буркова, д.36), прокуратуру города (г.Кандалакша, ул.Первомайская, д.81а), Кандалакшский районный суд (г.Кандалакша, ул.Курасова, д.8).
 
И.о. прокурора города
советник юстиции
А.Ю. Соснина
Прокуратура города разъясняет, что отказ в приеме на работу по основаниям, не связанным с деловыми качествами кандидата не правомерен, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, в которых могут быть установлены ограничения при приеме на работу.
Статьей 64 ТК РФ устанавливается запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора.
Необоснованным считается отказ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
При этом согласно абз. 6 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» под деловыми качествами понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Однако федеральными законами могут устанавливаться случаи, когда отказ в приеме на работу по основаниям, не связанным с деловыми качествами работника, будет правомерен.
Согласно ч. 2 ст. 253 ТК РФ запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, кроме случаев установленных законом, когда такие лица могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
Следовательно, вышеуказанным лицам будет правомерно отказано в заключении трудового договора по соответствующим должностям и видам работ.
 
Прокурор города
старший советник юстиции
Т.В. Степанова
Прокуратура города разъясняет, что оплата отпуска работника осуществляется не менее чем за три календарных дня до начала отпуска.
Данное положение установлено частью 9 статьи 136 Трудового кодекса РФ. Однако, в указанной статье не определено, какие дни учитываются при расчете - календарные или рабочие.
Исчисление сроков устанавливается в статье 14 Трудового кодекса РФ. В соответствии с частью 1 данной статьи течение сроков, с которыми Трудового кодекса РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни (часть 3 статьи 14 Трудового кодекса РФ).
Из системного толкования этих норм Трудового кодекса РФ следует, что сроки для оплаты отпуска исчисляются в календарных днях.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса РФ при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем оплата отпуска производится накануне этого дня.
 
Прокурор города
старший советник юстиции
Т.В. Степанова
Прокуратура города разъясняет, что в соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на отдых, обеспечиваемый в числе прочего предоставлением оплачиваемых ежегодных отпусков.
Ст. 114 Трудового кодекса РФ закрепляет право работника на ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие виды таких отпусков:
- ежегодный основной оплачиваемый отпуск, предоставляемый всем работникам (статья 115 Трудового кодекса РФ);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 117 Трудового кодекса РФ);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы (статья 118 Трудового кодекса РФ);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем (статья 119 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 122 Трудового кодекса РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Отдельным категориям работников, перечисленным в ч. 3 ст. 122 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан по их заявлению предоставить отпуск до истечения шести месяцев (например, несовершеннолетним).
Согласно ч. 4 ст. 122 Трудового кодекса РФ отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью, которая определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков (ч. 1 ст. 123 Трудового кодекса РФ). При этом график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 2 ст. 123 Трудового кодекса РФ).
В случаях, установленных ч. 2 ст. 128 Трудового кодекса РФ, работодатель также обязан на основании письменного заявления предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы (например, в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников).
Ст. 22 Трудового кодекса РФ устанавливает обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Следовательно, работодатель обязан предоставлять работнику все виды отпусков, предусмотренные вышеуказанными актами.
 
Прокурор города
старший советник юстиции
Т.В. Степанова
Прокуратура города разъясняет, что согласно ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
С 03.10.2016 г. статья 392 Трудового кодекса РФ дополнена новым абзацем, в соответствии с которым за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно ч.3 указанной статьи, если указанный срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен судом, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (ст. 112 ГПК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Вместе с тем, приведенный перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд не является исчерпывающим.
Ошибочное обращение в суд с иском в установленный законом месячный срок с нарушением правил подсудности, которое привело к пропуску срока обращения в надлежащий суд, также может быть отнесено к уважительным причинам пропуска срока обращения в суд.
 
Прокурор города
старший советник юстиции
Т.В. Степанова
В связи с поступающими вопросами граждан, прокуратура города разъясняет об отличии работы по совместительству от совмещения должностей (профессий). В соответствии с ч. 1 ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, установлены гл. 44 ТК РФ.
Согласно ст. 282 ТК РФ совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в трудовом договоре должно быть обязательно указано, что работа является совместительством.
Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству регламентируется ст. 284 ТК РФ и не должна превышать: в течение рабочего дня – 4 часов; в течение месяца – половины месячной нормы рабочего времени; в течение другого учетного периода – половины нормы рабочего времени за соответствующий учетный период.
В соответствии с ч. 1 ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ под совмещением понимается выполнение дополнительной работы у одного и того же работодателя в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Совмещение профессий (должностей) возможно только с письменного согласия работника.
В отличие от работы по совместительству заключение дополнительного трудового договора в этом случае не требуется. Конкретный порядок оформления совмещения профессий (должностей) законодательно не установлен. На практике, как правило, заключается дополнительное соглашение и издается приказ работодателя. Правомерность такого подхода подтверждена Министерством труда и социальной защиты РФ. В письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897 разъяснено, что поручение работнику дополнительной работы на условиях совмещения должностей (по двум или нескольким профессиям, специальностям или должностям) может быть определено сторонами как при заключении трудового договора в качестве условия о трудовой функции, так и впоследствии путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, при совместительстве дополнительная работа выполняется в свободное от основной работы время, работа может выполняться как у основного работодателя, так и у любого другого, на выполнение работы по совместительству заключается отдельный трудовой договор, а при совмещении дополнительная работа выполняется в течение рабочего дня за дополнительную плату, работа выполняется у того же работодателя, при этом отдельный трудовой договор не заключается.
 
Прокурор города
старший советник юстиции
Т.В. Степанова
Прокуратура города разъясняет, что согласно ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Прокуратурой города проведена проверка по фактам отказов врачей взрослого поликлинического отделения ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» в выписке бесплатных рецептов на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Прокуратурой города в связи с поступлением жалоб на действия должностных лиц ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ», проведена проверка по фактам отказов врачей взрослого поликлинического отделения ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» в выписке бесплатных рецептов на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, по результатам которой установлено, что данные отказы являются незаконными и нарушающими права граждан на охрану здоровья по следующим основаниям.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации является одним из видов медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013г. № 932.
Согласно ч. 1, 3 ст. 11 Закона отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н утвержден Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения (далее Порядок).
Согласно пункту 34 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи. Этим же пунктом предусмотрены категории граждан, которым должны выписываться лекарственные препараты.
Таким образом, назначение лекарственных препаратов и выписка рецептов на них являются одним из видов медицинской помощи, которую медицинские работники обязаны оказывать гражданам при наличии медицинских показаний. Действующее законодательство об охране здоровья граждан не предусматривает случаев, при которых медицинские работники имеют право отказывать льготной категории граждан гражданам в выписке рецептов на лекарственные препараты.
В ходе проверки установлены следующие причины отказа врачами в выписке рецептов на лекарственные препараты гражданам:
- отсутствие лекарственного препарата в утвержденной Министерством здравоохранения Мурманской области заявке ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» на лекарственные препараты для льготных категорий граждан;
- использование в полном объеме утвержденного на лекарственные препараты лимита в заявке ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ».
В целях восстановления и защиты социальных прав и законных интересов неопределенного круга граждан, проживающих на территории Кандалакшского района и имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача (фельдшера), прокурором города в Кандалакшский суд направлено исковое заявление о признании незаконными действий ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» в части отказа в выписке рецептов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения гражданам, проживающим на территории Кандалакшского района и имеющим право по медицинским показаниям на их бесплатное получение и обязании ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» при назначении лекарственных препаратов выписывать рецепты на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения гражданам, имеющим право на их бесплатное получение или получение со скидкой, при оказании первичной медико-санитарной помощи.
 
Прокурор города
старший советник юстиции
Т.В. Степанова