1) Административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные в интересах юридического лица посредством незаконных передачи, предложения или обещания должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав (статья 19.28 КоАП РФ).
Ответственность несет юридическое лицо, в интересах которого передавалось имущество.
Минимальный размер административного штрафа за такое деяние составляет 1 млн. руб.
В случае совершения подобных действий в крупном (от 1млн. руб.) и особо крупном (от 20 млн. руб.) размерах административный штраф составит не менее 20 и 100 млн. руб., соответственно, с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Также установлена административная ответственность юридических лиц за неуведомление в 10-дневный срок работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100.тыс. руб. (статья 19.29 КоАП РФ)
Размер штрафа за данное нарушение для юридических лиц составляет от 100 до 500 тыс. руб.
Сроки давности привлечения к административной ответственности за названные нарушения составляют 6 лет.
 
2) Рассмотрение обращений граждан о фактах коррупции
Под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде материальных ценностей либо услуг для себя или для третьих лиц.
Основное отличие коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, – наличие корыстного мотива. В первую очередь, это взяточничество и иные деяния, влекущие за собой уголовную ответственность.
Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
По фактам коррупционных преступлений необходимо обращаться в следственные и оперативные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также органы Следственного комитета России, в т.ч. анонимно.
Если имеют место факты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащие признаки преступления, следует обращаться в органы прокуратуры Российской Федерации.
Например, поводом для прокурорской проверки могут служить заявления о несоблюдении государственными и муниципальными служащими, иными лицами запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством (занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами, представление недостоверных сведений о доходах и др.).
Следствием таких проверок может стать устранение нарушений, привлечение виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.
Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции. При поступлении в прокуратуру, такие обращения направляются по подведомственности в правоохранительные органы.
Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.
 
3) Что обязаны сделать бывшие государственные и муниципальные служащие при трудоустройстве, а также обязанности работодателя
В течение первых двух лет после увольнения со службы при трудоустройстве на новую работу с любым размером оплаты труда или заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (услуг) на сумму более 100 тысяч рублей в месяц бывший государственный или муниципальный служащий при условии, что его должность была включена в перечень должностей, при замещении которых работник обязан представлять справки о доходах, утвержденный нормативным правовым актом государственного органа или органа местного самоуправления, обязан сообщить новому работодателю о последнем месте своей службы.
В случае трудоустройства новый работодатель обязан в 10-дневный срок направить уведомление о заключении такого договора по месту предыдущей службы работника.
Неисполнение этого требования закона влечет административную ответственность работодателя. Данные ограничения не распространяются на случаи трудоустройства на новую государственную или муниципальную службу.
Если бывший служащий принимается на работу в организацию, в отношении которой он ранее осуществлял функции государственного (муниципального) управления, для трудоустройства он также должен получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов бывшего работодателя.
Неисполнение данного требования влечет расторжение нового трудового договора.
Указанные обязанности предусмотрены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических и должностных лиц за неуведомление в 10-дневный срок работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100.тыс. руб. (статья 19.29).
Размер штрафа за данное нарушение для должностных лиц составляет от 20 до 50 тыс. руб., юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб.
Сроки давности привлечения к административной ответственности за названные нарушения составляют 6 лет.
Дела указанной категории возбуждаются прокурором и рассматриваются мировыми судьями.
Нарушения закона в сфере лесопромышленного комплекса представляют серьезную опасность для экологии и экономики Мурманской области.
По этой причине государством уделяется особое внимание этой сфере. Незаконная рубка лесных насаждений является распространенным преступлением в сфере лесопользования, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса РФ.
Уголовно-наказуемой признается незаконная рубка, как деревьев, так и кустарников, и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая те, которые выросли сами по себе, так и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов.
Под рубкой лесных насаждений понимается их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной и муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, за которую предусмотрена административная ответственность, является размер ущерба, причиненного посягательством. Уголовная ответственность наступает в случаях причинения ущерба в значительном, крупном, особо крупном размерах.
В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляемый по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 5000 рублей, крупным размером – 50000 рублей, особо крупным размером – 150000 рублей.
Уголовная ответственность за данный вид преступлений в виде штрафа, по ч. 1 ст. 260 УК РФ составляет до пятисот тысяч рублей, ч. 2 ст. 260 УК РФ – до одного миллиона пятисот тысяч рублей, ч. 3 ст. 260 – до трех миллионов рублей.
Санкцией статьи, предусматривающей ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, среди иных видов наказаний установлено и лишение свободы. Так, по ч. 1 ст. 260 УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы до двух лет. В случае совершения данного преступления группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо если ущерб причинен в крупном размере, ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрено более строгое наказание, которое может быть назначено виновному вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет. При наличии квалифицирующих признаков совершения данного преступления в особо крупном размере, либо организованной группой лиц уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 260 УК РФ, согласно которой лишение свободы возможно на срок до 7 лет. Действующей редакцией данной статьи УК РФ предусмотрено, что при назначении наказаний в виде лишения свободы осужденным необходимо рассматривать вопрос о назначении дополнительного наказания в виде штрафа, а в случае совершения преступления с использованием своего служебного положения рассмотреть вопрос о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 191.1 УК РФ предусматривает ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере (часть первая), группой лиц по предварительному сговору (часть вторая), в особо крупном размере или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения (часть третья).
Максимальная мера ответственности за совершение данного преступления предусмотрена в виде штрафа до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Федеральным законом от 02.12.2019 № 411-ФЗ внесены изменения в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации «Право ребенка жить и воспитываться в семье» внесено дополнение, согласно которому проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.
Федеральный закон вступил в силу 13.12.2019.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 396-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Данным законом закреплен отдельный вид пользования недрами - для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Предусмотрены 2 режима такого пользования: - на участках недр нераспределенного фонда, не содержащих иных полезных ископаемых того же вида, не относящихся к трудноизвлекаемым, на основе конкурса; - на участках недр распределенного фонда путем выделения по заявке пользователя недр из предоставленного ему участка, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, по решению комиссии Федерального агентства по недропользованию. В первом случае срок пользования участками недр составляет до 15 лет с возможностью неоднократного продления срока разработки технологий до 5 лет. Во втором - до 7 лет с возможностью однократного продления срока на 3 года. Для этих целей готовится, согласовывается и утверждается специализированный вид проектной документации. По указанным объектам не взимаются разовые и регулярные платежи за пользование недрами.
Федеральный закон вступает в силу с 31 мая 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 № 1467 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" определено, что портал должен обеспечивать, в том числе, возможность:
- направления в госорганы, государственные и муниципальные учреждения и их должностным лицам сообщений, обращений заявителей;
- осуществления мониторинга и анализа результатов их рассмотрения вместе с информацией об удовлетворенности заявителей полученным ответом, в том числе посредством проведения опросов и голосований;
- возможность осуществления юридически значимых действий, в том числе совершения сделок, путем создания электронных документов, их подписания с использованием электронной подписи и направления третьим лицам.
Кроме того, предусмотрена возможность оповещения через портал лиц, зарегистрированных в ЕСИА, о возможности подачи заявления на получение госуслуг в электронной форме с использованием единого портала.
Постановление вступает в силу 27 ноября 2019 года.
Согласно статье 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
При этом, по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Трудовой кодекс не содержит такого понятия как «отгул», но на практике таковым чаще всего называется именно дополнительное время отдыха, которое положено работнику в виде компенсации за труд в выходные и нерабочие праздничные дни.
Предоставление отгула должно быть оформлено приказом руководителя, изданного на основании заявления работника, согласованного непосредственным начальником.
Невыход на работу по своему усмотрению в качестве отгула за ранее отработанное время, может быть расценен как прогул с вытекающими последствиями в виде дисциплинарного наказания, в т.ч. увольнения.
Если работодатель отказал в предоставлении отгула в нужный день, можно требовать предоставления отпуска за свой счет, если основание для этого указано в норме закона, обязывающей предоставить его безусловно, например, в случае смерти близких родственников, регистрации брака, пенсионерам по старости и др. (ст. 128 ТК РФ).
Прокуратурой города проанализированы обращения граждан по вопросу нарушения трудовых прав в части не заключения с ним трудового договора. По результатам анализа сделан вывод о том, что граждане не в полной мере владеют знаниями о порядке возникновения трудовых отношений и заключения трудовых договоров.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого между ними.
Таким образом, основным документом, определяющим статус работника, является трудовой договор. При этом в силу ст. 67 ТК РФ работодатель обязан оформлять трудовые отношения с работником в письменном виде.
В целях защиты своих трудовых прав работнику надлежит требовать от потенциального работодателя заключения с ним письменного трудового договора, оформления его в двух экземплярах для обеих сторон трудовых отношений, подписания договора и получения на руки.
Наличие у работника трудового договора является основным гарантом возникновения и закрепления трудовых отношений, прав и обязанностей.
Вторичной гарантией факта трудовых отношений служит положение ст. 67 ТК РФ, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Вместе с тем, возможны случаи, когда работники начинают работать по приглашению других работников работодателя (менеджеров по персоналу, бригадиров и т.д.), но в дальнейшем с ними трудовой договор не заключается, так как указанные лица не являются представителями работодателя. Чтобы не допустить подобного, необходимо приступать к трудовой деятельности только после заключения договоренности с непосредственным работодателем (руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, либо их официальными представителями).
При этом в силу ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении работника к работе работодатель всё равно обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрена административная ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей
Кроме того, перед подписанием трудового договора работнику надлежит подробно ознакомиться с текстом договора, обратив внимание на наличие в нем обязательных условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, а именно:
- место работы;
- трудовая функция и конкретный вид поручаемой работнику работы;
- дата начала работы, а в случае заключения срочного трудового договора, срок его действия и основание для его заключения;
- условия оплаты труда;
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- условия труда на рабочем месте и характер работы;
- условие об обязательном социальном страховании работника;
- другие условия в случаях, предусмотренных законодательством.
При этом в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Знание работниками положений трудового законодательства и своих трудовых прав позволит не допустить их нарушений.
В истекшем периоде 2019 года прокуратурой города выявлено 6 случаев уклонения индивидуальными предпринимателями от заключения трудовых договоров, в связи с чем было возбуждено 6 дел об административном правонарушении по ч.4 ст.5.67 КоАП РФ, из которых 4 рассмотрено Государственной инспекцией труда Мурманской области с назначением штрафов от 5 до 10 тыс.руб.
Прокуратура города разъяснеет, что в соответствии со статьей 108 Трудового кодекса Российской Федерации работнику в течение рабочего дня (смены) должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
В случае, если установленная правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором для работника продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов, то указанный перерыв может ему не предоставляться.
Необходимо отметить, что время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Статьей 109 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные перерывы для обогрева и отдыха. Так, на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются также правилами внутреннего трудового распорядка.
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
При этом, согласно статьи 110 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

1) Об установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности.

С 23 ноября 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 12.11.2019              № 372-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности".

Установленные в период СССР гарантии женщинам, работающим в сельской местности, закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" (документ применяется в части, не противоречащей ТК РФ) женщинам, работающим в сельской местности, был установлен ряд дополнительных гарантий в сфере трудовых отношений.

Настоящим Федеральным законом указанные гарантии закрепляются в новой статье Трудового кодекса Российской Федерации 263.1 и включают в себя, помимо одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы, предусмотренного ранее частью второй (настоящим Законом признаваемой утратившей силу) статьи 262 ТК РФ, также:

установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;

оплату труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части. Предусматривается, что установленный в этом случае размер повышения оплаты труда не может быть снижен по сравнению с размером повышения оплаты труда, установленным на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

2) Судебные приставы будут направлять участникам исполнительного производства с их согласия СМС-сообщения.

 

Федеральный законом от 12.11.2019 № 375-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" вносятся следующие изменения.

Извещения, адресованные гражданину, будут отправляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи. Содержание такого извещения, а также требования к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа будут устанавливаться ФССП России.

Извещения, адресованные организации или ИП, будут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве ИП, на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя будет осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Там же можно будет подать жалобу на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

1) В фитнес-центры привлекаются только квалифицированные работники
С 13 августа 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который определяет правового положения фитнес-центров, их права и обязанности, а также положения, касающиеся особенностей деятельности специалистов в области физической культуры и спорта, работающих в фитнес-центрах.
Под фитнес-центрами понимаются физкультурно-спортивные организации, цель которых оказывать гражданам услуги по физической подготовке и физическому развитию. Они должны формировать у граждан здоровый образ жизни, создавать условия для сохранения и укрепления физического здоровья. Предоставлять помещения и обеспечивать спортивным инвентарем и оборудованием.
Закон обязывает фитнес-центры привлекать к работе только квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг. Необходимо отметить, что фитнес-центры и их объединения обязаны обеспечить тренерам условия для повышения их квалификации.
В части требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций фитнес-центры обязаны применять профессиональные стандарты.
 
2) Утверждены методические указания по установлению порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработаны методические указания по установлению порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 года № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев».
В порядок включаются положения, регулирующие проведение следующих мероприятий: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания. В качестве исполнителей указанных мероприятий могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядком должны регламентироваться действия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, устанавливаться требования к используемым ими способам отлова животных, требования к автотранспортным средствам, в которых осуществляется транспортировка животных, включая требования к оснащению автотранспортных средств специальными техническими приспособлениями, обеспечивающими безопасность людей и гуманное обращение с животными, питьевой водой для животных, аптечкой для оказания экстренной помощи человеку, а также к размещению на автотранспортном средстве, в котором осуществляется транспортировка животных без владельцев, надписи, содержащей сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.
Также должны быть определены условия транспортировки животных без владельцев, в том числе максимальное количество перевозимых в автотранспортном средстве животных без владельцев, предельное время и расстояние их транспортировки от места отлова, условия транспортировки животных разных видов, а также сроки передачи животных без владельцев в приюты с момента отлова.
 
3) Прокуратура г. Кандалакши разъясняет, что Федеральным законом от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» принят ряд изменений по вопросам организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно вносимым изменениям индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха детей и их оздоровления, при соблюдении требований, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», приравниваются к организациям отдыха и оздоровления детей. Следовательно, на индивидуальных предпринимателей распространяется весь комплекс обязанностей, возложенных на такие организации, по обеспечению безопасных условий пребывания детей в период отдыха (оздоровления).
В срок до 1 мая 2020 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, обязаны представить сведения, необходимые для включения их в соответствующий реестр (сведения об оказываемых услугах и дате ввода в эксплуатацию объектов, используемых для организации отдыха детей; наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии осуществляемой деятельности санитарно-эпидемиологическим требованиям; об обеспечении доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и др.).
В случае не включения в данный реестр, с 1 июня 2020 года индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Федеральным законом также предусмотрены основания исключения организаций (ИП) из реестра, к которым, в частности, относится систематическое нарушение требований действующего законодательства, невыполнение в установленный срок предписаний, выданных органами государственного контроля (надзора), в случае, если это может повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей.
 
4) Об уголовной ответственность за хищение денежных средств с использованием банковских карт
В качестве платежного средства пластиковая банковская карта является неотъемлемой частью жизни современного человека.
Вместе с тем, с появлением банковских карт возникли и новые способы хищения денежных средств.
В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится несколько статей, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с хищением в указанной сфере.
К уголовной ответственности по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража, то есть открытое хищение чужого имущества, с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств) может быть привлечено лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.
Данное преступное деяние наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами до 5 лет с ограничением свободы до полутора лет или без такового, либо лишением свободы до 6 лет со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы до полутора лет либо без такового.
К уголовной ответственности по ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа) может быть привлечено лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 16 лет.
В зависимости от квалифицирующих признаков ст. 159.3 УК РФ предусматривает разные виды наказания:
- по части 1 (мошенничество с использованием электронных средств платежа) - штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами до 360 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо ограничением свободы до 2 лет, либо принудительными работами до 2 лет, либо лишением свободы до 3 лет;
- по части 2 (то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину) - штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами до 480 часов, либо исправительными работами до 2 лет, либо принудительными работами до 5 лет с ограничением свободы до 1 года или без такового, либо лишением свободы до 5 лет с ограничением свободы до 1 года или без такового;
- по части 3 (деяния, предусмотренные частями 1 или 2 ст. 159.3 УК РФ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере) – штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без такового, либо лишением свободы до 6 лет со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы до полутора лет либо без такового;
- по части 4 (деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 2 ст. 159.3 УК РФ, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере) - лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы до 2 лет либо без такового.
1) В фитнес-центры привлекаются только квалифицированные работники
С 13 августа 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который определяет правового положения фитнес-центров, их права и обязанности, а также положения, касающиеся особенностей деятельности специалистов в области физической культуры и спорта, работающих в фитнес-центрах.
Под фитнес-центрами понимаются физкультурно-спортивные организации, цель которых оказывать гражданам услуги по физической подготовке и физическому развитию. Они должны формировать у граждан здоровый образ жизни, создавать условия для сохранения и укрепления физического здоровья. Предоставлять помещения и обеспечивать спортивным инвентарем и оборудованием.
Закон обязывает фитнес-центры привлекать к работе только квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг. Необходимо отметить, что фитнес-центры и их объединения обязаны обеспечить тренерам условия для повышения их квалификации.
В части требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций фитнес-центры обязаны применять профессиональные стандарты.
 
2) Утверждены методические указания по установлению порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработаны методические указания по установлению порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 года № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев».
В порядок включаются положения, регулирующие проведение следующих мероприятий: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания. В качестве исполнителей указанных мероприятий могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядком должны регламентироваться действия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, устанавливаться требования к используемым ими способам отлова животных, требования к автотранспортным средствам, в которых осуществляется транспортировка животных, включая требования к оснащению автотранспортных средств специальными техническими приспособлениями, обеспечивающими безопасность людей и гуманное обращение с животными, питьевой водой для животных, аптечкой для оказания экстренной помощи человеку, а также к размещению на автотранспортном средстве, в котором осуществляется транспортировка животных без владельцев, надписи, содержащей сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.
Также должны быть определены условия транспортировки животных без владельцев, в том числе максимальное количество перевозимых в автотранспортном средстве животных без владельцев, предельное время и расстояние их транспортировки от места отлова, условия транспортировки животных разных видов, а также сроки передачи животных без владельцев в приюты с момента отлова.
 
3) Прокуратура г. Кандалакши разъясняет, что Федеральным законом от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» принят ряд изменений по вопросам организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно вносимым изменениям индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха детей и их оздоровления, при соблюдении требований, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», приравниваются к организациям отдыха и оздоровления детей. Следовательно, на индивидуальных предпринимателей распространяется весь комплекс обязанностей, возложенных на такие организации, по обеспечению безопасных условий пребывания детей в период отдыха (оздоровления).
В срок до 1 мая 2020 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, обязаны представить сведения, необходимые для включения их в соответствующий реестр (сведения об оказываемых услугах и дате ввода в эксплуатацию объектов, используемых для организации отдыха детей; наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии осуществляемой деятельности санитарно-эпидемиологическим требованиям; об обеспечении доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и др.).
В случае не включения в данный реестр, с 1 июня 2020 года индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Федеральным законом также предусмотрены основания исключения организаций (ИП) из реестра, к которым, в частности, относится систематическое нарушение требований действующего законодательства, невыполнение в установленный срок предписаний, выданных органами государственного контроля (надзора), в случае, если это может повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей.
 
4) Об уголовной ответственность за хищение денежных средств с использованием банковских карт
В качестве платежного средства пластиковая банковская карта является неотъемлемой частью жизни современного человека.
Вместе с тем, с появлением банковских карт возникли и новые способы хищения денежных средств.
В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится несколько статей, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с хищением в указанной сфере.
К уголовной ответственности по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража, то есть открытое хищение чужого имущества, с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств) может быть привлечено лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.
Данное преступное деяние наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами до 5 лет с ограничением свободы до полутора лет или без такового, либо лишением свободы до 6 лет со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы до полутора лет либо без такового.
К уголовной ответственности по ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа) может быть привлечено лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 16 лет.
В зависимости от квалифицирующих признаков ст. 159.3 УК РФ предусматривает разные виды наказания:
- по части 1 (мошенничество с использованием электронных средств платежа) - штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами до 360 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо ограничением свободы до 2 лет, либо принудительными работами до 2 лет, либо лишением свободы до 3 лет;
- по части 2 (то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину) - штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами до 480 часов, либо исправительными работами до 2 лет, либо принудительными работами до 5 лет с ограничением свободы до 1 года или без такового, либо лишением свободы до 5 лет с ограничением свободы до 1 года или без такового;
- по части 3 (деяния, предусмотренные частями 1 или 2 ст. 159.3 УК РФ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере) – штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без такового, либо лишением свободы до 6 лет со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы до полутора лет либо без такового;
- по части 4 (деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 2 ст. 159.3 УК РФ, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере) - лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы до 2 лет либо без такового.
В каких случаях нетрудоспособные родители имеют право на содержание детей
В силу ч. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» под нетрудоспособными совершеннолетними лицами, имеющими право на алименты, следует понимать лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста.
Алименты могут взыскиваться в добровольном либо принудительном порядке. В первом случае между сторонами заключается письменное соглашение. Во втором – взыскание осуществляется через суд.
Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется исходя из материального и семейного положения родителей и детей, а также других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.
Если будет установлено, что истцы лишены родительских прав в отношении ответчика, то суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании алиментов.
В случае установления обстоятельств, подтверждающих факт уклонения истцов от выполнения обязанностей родителей по воспитанию, содержанию детей, суд также может отказать в удовлетворении иска о взыскании алиментов.
 
Сведения о недобросовестных родителях (опекунах) будут содержаться в едином реестре
02.08.2019 принят Федеральный закон № 319-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Согласно внесенным изменениям государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, будет пополняться информацией о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.
Информация о недобросовестных родителях и опекунах создается в целях учета сведений в государственном банке данных о детях и недопущения случаев передачи детей на воспитание в семью таким гражданам и бывшим усыновителям.
Органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору помимо сведений о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, также сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях - в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений.
Семейный кодекс РФ также дополняется положениями, возлагающими на суд обязанность по направлению выписки из решения о лишении (ограничении) родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.
Указанные нововведения вступят в законную силу 1 января 2020 года

1) В полиции города Кандалакши зарегистрировано обращение гражданина О., у которого обманным путем была похищена крупная сумма денег неустановленными лицами.

В частности, гражданин О. разместил в сети Интернет объявление о продаже принадлежащего ему имущества. В этот же день на номер его мобильного телефона позвонило неизвестное лицо и сообщило о намерении перевести предоплату за гараж, в связи с чем ему необходимо получить данные банковской карты гражданина О.

Будучи введенным в заблуждение, гражданин О. передал неустановленному лицу реквизиты его банковской карты. Спустя некоторое время гражданину О. позвонило то же неустановленное лицо, которое сообщило, что на карту гражданина О. им якобы случайно была переведена денежная сумма большая оговоренной. В связи с этим звонивший попросил перечислить на указанный им номер мобильного телефона денежные средства в размере 85 000 рублей, что и выполнил гражданин О.

В данном случае в отношение гражданина О. совершено преступление, предусмотренное ст. 159 УК РФ, то есть мошенничество (хищение денежных средств путем обмана или злоупотреблением доверия).

Одновременно уведомляем, что работники банков и иных кредитных организаций также не правомочны истребовать информацию о банковских картах у граждан, вследствие чего просим не передавать данные банковских карт и счетов третьим лицам во избежание совершение в отношении вас противоправных действий.

2) Установлен запрет на уступку прав требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам.

С 26 июля 2019 года начал действовать Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

 Данным федеральным законом введен запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Право взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается только на наймодателя жилого помещения, управляющую организацию, иное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителю.

Уступка права (требования) по возврату такой задолженности на основании соответствующего договора допускается только вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

          При этом при заключении договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, заключенный договор считается ничтожным.

 Федеральный закон также устанавливает, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом (в том числе по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме

  • Уголовная ответственность за невыплату заработной платы

 

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность работодателя за невыплату работникам из корыстной или иной личной заинтересованности заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иных установленных законом выплат, частично свыше трех месяцев и в полном объеме свыше двух месяцев или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного МРОТ.

         За совершение преступлений, предусмотренных статьей 145.1 УК РФ минимальное наказание назначается в виде штрафа в размере от ста тысяч рублей, максимальное – в виде лишения свободы на срок до пяти лет.  Может быть назначено дополнительное наказание в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Период образования задолженности  исчисляется исходя из сроков выплаты заработной платы, установленных правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а также из времени, в течение которого заработная плата фактически не выплачивалась полностью или частично.

Двухмесячный или трехмесячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной датой выплаты.

         Законом предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности в случае, если работодатель впервые совершает преступление, предусмотренное ч. 1, 2 ст. 145.1 УК РФ и в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погашает задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплачивает проценты (выплачивает денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством РФ, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Работнику полагается компенсация за каждый день задержки зарплаты, отпускных, выплат при увольнении, больничных и т.д. в соответствии со статьей 236 ТК РФ.

         Следует отметить, что при признании организации банкротом и открытии конкурсного производства, обязанность исполнения условий трудового договора в части выплаты заработной платы, отпускных выплат, больничных листов работникам, возлагается на конкурсного управляющего.

 

            2) Усилена ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекших причинение  тяжкого вреда здоровью или смерть, в отношении лиц, находящихся в состоянии опьянения

 

Федеральным законом Российской Федерации № 146-ФЗ от 17 июня 2019 года внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, усиливающие наказание за нарушение правил дорожного движения, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, в отношении лиц, находящихся в состоянии опьянения, либо оставивших место дорожно-транспортного происшествия.

Согласно принятых изменений в санкцию ч. 4 ст. 264 УК РФ за нарушение лицом, управляющим автомобилем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения либо сопряжено с оставлением места его совершения, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

При совершении лицом, находящимся в состоянии опьянения либо оставившим место дорожно-транспортного происшествия, тех же действий, повлекших по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В случае совершения аналогичного преступления при  наступлении смерти двух и более лиц, наказание в виде лишения свободы предусмотрено от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Изменения коснулись и определения категории преступления.

К преступлениям средней тяжести теперь относятся и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы (часть 3 ст. 15 УК РФ).

Внесены дополнения в ч. 4 ст. 15 УК РФ, согласно которым тяжкими преступлениями признаются неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 15 лет лишения свободы.

Отнесение преступлений, предусмотренных ч. 4 и ч. 5 ст. 264 УК РФ к категории тяжких преступлений исключает возможность прекращения таких уголовных дел за примирением сторон.