Когда вы становитесь на государственный учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, приватизируете недвижимость, совершаете сделку купли-продажи недвижимости, решаете судебные споры о разделе имущества, получаете субсидии или материальную помощь по месту работы, оформляете в банке ипотеку либо получаете кредит или займ, у вас могут попросить справку об отсутствии или наличии недвижимости.
Такая справка является выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
 
Сведения, содержащиеся в ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа и предоставляются только:
  • самим правообладателям или их законным представителям;
  • физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
  • залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог;
  • руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов и др.;
  • судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям;
  • лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону;
  • арбитражному управляющему, внешнему управляющему, конкурсному управляющему;
  • иным лицам, исчерпывающий перечень которых указан в п. 13 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2017 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
 
Сведения в виде выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости можно запросить:
  • по состоянию на конкретную дату (например, «на 31.12.2016»); в выписке будут отражены сведения об актуальных и прекращенных правах с 01.01.1998 по 31.12.2016;
  • по состоянию на конкретную дату на которую запрашиваются сведения (например, «01.01.2017»); в выписке будут отражены сведения об актуальных правах на 01.01.2017;
  • за определенный период (например, «с 01.01.2015 по 31.12.2016»); в выписке будут отражены сведения об актуальных и прекращенных правах за период с 01.01.2015 по 31.12.2016;
  • с даты начала периода, за который запрашиваются сведения (например, «с 01.01.2016»); в выписке будут отражены сведения об актуальных и прекращенных правах с 01.01.2016 по дату подготовки выписки;
  • по объектам недвижимости, расположенным на территории определенного (определенных) субъекта (субъектов) Российской Федерации;
  • по объектам недвижимости, расположенным на всей территории Российской Федерации.
 
Выписка о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости содержит:
  • вид объекта недвижимости;
  • кадастровый номер;
  • назначение объекта недвижимости;
  • виды разрешенного использования объекта недвижимости;
  • адрес;
  • площадь;
  • вид права, доля в праве;
  • дата государственной регистрации, номер государственной регистрации, основание государственной регистрации;
  • дата государственной регистрации прекращения права;
  • ограничение прав и обременение объекта недвижимости, номер государственной регистрации данного ограничения прав и обременения.
 
Подать запрос в бумажном виде на получение выписки можно лично, обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ) или Кадастровую палату. Также можно направить запрос о предоставлении сведений из ЕГРН в адрес Кадастровой палаты почтой: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 44 либо при наличии электронной цифровой подписи путем подачи электронного заявления через «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра.
Выписка о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости предоставляется на платной основе, за исключением заявителей, обладающих в соответствии с федеральными законами правом на бесплатное предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.
Размер платы установлен приказом Минэкономразвития России от 25.12.2019 № 839 «О внесении изменений в приложения № 1, 2 к приказу Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
Срок предоставления государственной услуги составляет не более трех рабочих дней.
Филиал Кадастровой палаты по Мурманской области напоминает, что владельцы недвижимости в регионах, где проводится государственная кадастровая оценка могут ознакомиться с предварительными результатами оценки и в случае необходимости направить замечания к промежуточным отчетным документам.
В 2020 году на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Мурманской области на территории Мурманской области проводится государственная кадастровая оценка земельных участков категории "Земли лесного фонда".
Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) и включает в себя совокупность следующих действий:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
Определение кадастровой стоимости осуществляется государственным областным бюджетным учреждением «Имущественная казна Мурманской области» в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет.
По итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом отчета, содержащие в том числе:
1) информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне);
2) информацию о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации);
3) описание процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке замечания, связанные с определением кадастровой стоимости к промежуточным отчетным документам представляются любыми заинтересованными лицами в течение 50 дней со дня размещения сведений и материалов в фонде данных государственной кадастровой оценки.
Жители Мурманской области могут подать замечания к промежуточному отчету в срок до 28.09.2020 года. Главной целью государственной услуги "Рассмотрение замечаний к промежуточным отчетным документам" является предоставление возможности исправления неточностей при определении кадастровой стоимости до утверждения итогового отчета.
 
Промежуточные отчетные документы размещены:
√ в фонде данных государственной кадастровой оценки
https://rosreestr.gov.ru/site/ → Электронные услуги и сервисы → справочная информация по объектам недвижимости в режиме online → Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки → Проекты отчетов об определении кадастровой стоимости / Проекты отчетов об итогах государственной кадастровой оценки→ 001/2020 Мурманская область
√ на официальном сайте ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области»
http://ikmo51.ru/ → раздел «Кадастровая оценка» → подраздел «Отчеты» → Проект отчета № 001/2020 об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Мурманской области по состоянию на 01.01.2020.
Поиск объекта недвижимости в отчете осуществляется по кадастровому номеру. Кадастровый номер объекта недвижимости Вы можете узнать:
- из имеющихся документов на объект недвижимости (выписка из ЕГРН, свидетельство о праве собственности и т.д.)
- с помощью публичной кадастровой карты - по адресу объекта или выбрав его местоположение на самой карте (https://rosreestr.gov.ru/site/ раздел "Публичная кадастровая карта" или Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online).
 
Способы подачи заявлений:
• через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области;
• на электронную почту ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» - Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;
• почтовым отправлением в адрес ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области»: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18;
• непосредственно при личном обращении в ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области»: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18.
Необходимые документы:
1) документ, удостоверяющий личность (паспорт);
2) заявление;
3) документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (при наличии): выписки из Единого государственного реестра недвижимости, схемы территориального планирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки муниципальных образований Мурманской области, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, иные документы, содержащие сведения о характеристиках объектов недвижимости, декларация о характеристиках объекта недвижимости (при наличии);
4) иные документы, которые, по мнению заявителя, имеют значение для рассмотрения замечаний к промежуточным отчетным документам (при наличии).
После принятия к рассмотрению заявления бюджетное учреждение проверит расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости заявителя и в случае выявления ошибки, будет произведен пересчет кадастровой стоимости.
Кадастровая палата по Мурманской области информирует всех представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости, что 30.09.2020 в 11-00 (по Московскому времени) проводится вебинар, посвященный теме «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения».
Что из себя представляет ЗСО источника питьевого водоснабжения?
Какие нормативно-правовые акты и документы потребуются для грамотного оформления ЗСО источника питьевого водоснабжения?
Есть ли ограничения в использовании объектов недвижимости, расположенных в границах ЗСО?
На эти и другие вопросы в ходе вебинара ответит начальник отдела инфраструктуры пространственных данных Кадастровой палаты Пермского края Жанна Лигновская.
Подробнее о вебинаре на сайте Федеральной кадастровой палаты: https://webinar.kadastr.ru/webinars/ready/detail/63.
Принять участие в мероприятии можно после авторизации на сайте.
Продолжительность до 90 минут.
Подать заявку на участие в вебинаре можно до 29.09.2020.
Также на сайте представлены анонсы вебинаров и записи готовых видеолекций и вебинаров по различным темам, доступным для просмотра.
 
* Услуга предоставляется на платной основе.
Кадастровая палата по Мурманской области приглашает 06 октября 2020 в 11-00 (по Московскому времени) всех представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости принять участие в семинаре, посвященный теме «Осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости»*.
Ведущие эксперты Кадастровой палаты по Мурманской области расскажут об изменении требований нормативно-правовых актов в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости, рассмотрят разъяснения органа регистрации права по вопросам осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а также ответят на основные проблемные вопросы.
В срок до 05.10.2020 заинтересованным лицам необходимо направить предлагаемые для обсуждения вопросы на адрес электронной почты филиала Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (с указанием темы «вопросы для проведения семинара»), а также направить информацию об участии на адрес электронной почты (для подготовки пропусков).
О порядке предоставления услуги обращаться по тел.: 8 (8152) 40-30-16, по вопросу оплаты - по тел.: 8 (8152) 40-30-06.
 
Семинар состоится 06 октября 2020 года в 11-00 по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 44 (4 этаж).
 
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией число участников ограниченно (не более 20 человек). Если число желающих будет больше, семинар будет проведен повторно.
 
* Услуга предоставляется на платной основе
Кадастровая палата по Мурманской области информирует всех представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости, что 24.09.2020 в 10-00 (по Московскому времени) проводится вебинар, посвященный теме «Особенности государственной кадастровой оценки».
Ведущие эксперты Кадастровой палаты по Рязанской области расскажут об особенностях проведения государственной оценки, а также ответят на основные проблемные вопросы: Что понимается под кадастровой стоимостью? Чем регламентирован порядок определения кадастровой стоимости земельных участков? Как проходит государственная кадастровая оценка? Кто принимает решение о проведении ГКО? Какими полномочиями наделены бюджетные учреждения? В ходе мероприятия также будут проанализированы основные изменения нового законодательства.
Во второй части мероприятия у участников будет уникальная возможность задать эксперту вопросы по теме вебинара в режиме online.
Подробнее о вебинаре на сайте Федеральной кадастровой палаты: https://webinar.kadastr.ru/webinars/ready/detail/61.
Принять участие в мероприятии можно после авторизации на сайте.
Продолжительность до 90 минут.
Подать заявку на участие в вебинаре можно до 23.09.2020.
Также на сайте представлены анонсы вебинаров и записи готовых видеолекций и вебинаров по различным темам, доступным для просмотра.
 
* Услуга предоставляется на платной основе.
Кадастровая палата по Мурманской области информирует всех представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости, что 25.08.2020 в 10-00 (по Московскому времени) проводится вебинар, посвященный теме «Вспомогательные объекты».
Лектор – Ольга Демьянова, начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий № 2.
С оформлением объектов вспомогательного использования связано немало законодательных нюансов, в которых кадастровый инженер должен ориентироваться свободно.
На первый взгляд, любая процедура регистрации прав идет по уже известному шаблону. Однако трудности могут возникнуть с момента соотнесения основного объекта и объекта вспомогательного использования.
− Что важно при определении правового статуса той или иной постройки? − В каких случаях кадастровому инженеру лучше отказаться от заключения договора подряда?
− Что следует учитывать при составлении технического плана?
Экспертами Кадастровой палаты по Брянской области на основе многолетнего практического опыта собраны бесценные профессиональные рекомендации. Но главное – готовность поделиться ими на вебинаре.
Присоединяйтесь!
Продолжительность до 90 минут.
Подать заявку на участие в вебинаре можно до 24.08.2020.
Если вам интересна тема вебинара, вы можете отправить заявку на участие после авторизации на сайте https://webinar.kadastr.ru. Кроме того, на сайте представлены анонсы вебинаров и записи готовых видеолекций и вебинаров по различным темам, доступным для просмотра.
 
* Услуга предоставляется на платной основе.
Что такое сервитут?
Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком.
Существует два вида сервитута: публичный и частный.
Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, органов местного самоуправления или местного населения, которые заключаются в использовании части собственности других лиц для блага общества. Например, если попасть на общественный пляж, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
Частный сервитут – когда проход и проезд к вашему участку возможен только через соседний участок.
Зачем нужен частный сервитут?
• для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок.
• для обеспечения водоснабжения.
• для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
• для обеспечения других нужд землевладельца.
Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.
Как заключить соглашение о частном сервитуте?
Как правило, частный сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.
Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить местоположение границ земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута. Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и она не состоит на кадастровом учете как часть земельного участка, то необходимо выполнить кадастровые работы (межевание) по образованию такой части. Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он состоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.
Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается частный сервитут, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Если собственник земельного участка согласен установить частный сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:
• кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
• сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;
• цели и основания установления сервитута;
• срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
• размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
• прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние согласно разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею и восстановить плодородный слой почвы и т. д.).
Важно! Размер платы за частный сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто – в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).
Регистрация частного сервитута
Частный сервитут подлежит государственной регистрации в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения, либо одному из них, необходимо обратиться в МФЦ с необходимым пакетом документов и заявлением на государственный кадастровый учет в связи с образованием части земельного участка и государственную регистрацию прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут.
Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
После принятия государственным регистратором положительного решения заявителю выдается выписка из ЕГРН, содержащая обременения, наложенные на данную территорию.
Важно! Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Кадастровая палата по Мурманской области информирует всех представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости, что 20.08.2020 в 10-00 (по Московскому времени) проводится вебинар, посвященный теме «Правовая ответственность кадастровых инженеров: обзор судебной практики».
Деятельность кадастровых инженеров предполагает проведение работ по определению и измерению местоположения и площади объектов недвижимости, по установлению границ населённых пунктов и муниципальных образований, а также зон с особыми условиями использования территорий. Допущенные кадастровыми инженерами нарушения и ошибки в межевых и технических планах, актах обследования, на основании которых сведения об объектах недвижимого имущества вносятся в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН), как правило, приводят к серьёзным последствиям для заказчиков работ.
Возникшие проблемы могут обернуться для собственников потерей права распоряжаться своими объектами недвижимости, земельными спорами с соседями, завышенным земельным налогом из-за неверно определённой базы для его расчёта, причинением иного морального и финансового ущерба, длительными судебными тяжбами. Для защиты граждан действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности кадастровых инженеров.
Ведущие специалисты Кадастровой палаты по Новгородской области в ходе онлайн-вебинара разъяснят слушателям:
- что служит основаниями для привлечения кадастровых инженеров к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной и уголовной ответственности;
- какие последствия наступают при применении каждой из указанных мер воздействия;
- вправе ли кадастровые инженеры минимизировать суммы, заявленные заказчиками работ для возмещения понесённых ими убытков при рассмотрении дел в суде.
Продолжительность 60 минут.
Подать заявку на участие в вебинаре можно до 19.08.2020.
Если вам интересна тема вебинара, вы можете отправить вопросы и заявки с указанием адресов электронной почты участников (для направления ссылки на вебинар) до 19 августа 2020 года на адрес электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
* Услуга предоставляется на платной основе.
Вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее особый, упрощенный порядок проведения оценки и обследования домов при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Согласно постановлению, на основе сведений Единого госреестра недвижимости (ЕГРН) уполномоченным органом власти будет составлен список домов, расположенных в границах зон чрезвычайных ситуаций. Этот шаг позволит пострадавшим жителям, дома которых были разрушены при ЧС, быстрее и проще получить новое жилье. Эксперты Федеральной кадастровой палаты прокомментировали нововведение.
Правительство Российской Федерации упростило порядок проведения оценки и обследования жилых помещений при ликвидации последствий ЧС. Теперь пострадавшие жители разрушенных при ЧС домов смогут быстрее получить новое жилье.
Для определения границ зон чрезвычайных ситуаций используются различные источники информации: обследования по выявлению паводкоопасных территорий, сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ. Границы зон могут меняться в случае возникновения аварий и других чрезвычайных ситуаций. Так, например, границами зон ЧС, как правило, признаются соответствующие границы зон подтоплений и затоплений, учтенных в сведениях ЕГРН в качестве зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
При чрезвычайных ситуациях местные власти запрашивают сведения госреестра недвижимости об объектах, пострадавших от затопления, что необходимо для установления права на получение государственного жилищного сертификата. В том числе – при утрате правоудостоверяющих документов на недвижимость в результате ЧС. Филиалы Федеральной кадастровой палаты, в свою очередь, организуют оперативный прием и обработку таких запросов, в том числе в бумажном виде, и в сокращенные сроки направляют необходимую информацию на выдачу. Кроме того, специалисты региональных Кадастровых палат оказывают консультационную поддержку пострадавшим по всем вопросам, связанным с государственным кадастровым учетом и регистрацией права и получению сведений ЕГРН.
Так, например, в 2019 году Кадастровой палате была объявлена благодарность за работу в мероприятиях по ликвидации паводка в Иркутске. В оперативном режиме было выдано более ста тысяч выписок из ЕГРН для пострадавших от наводнения. Поступающие запросы обрабатывались в кратчайшие сроки. Данные сведения позволили установить право собственников на получение государственного жилищного сертификата, в том числе, если правоудостоверяющие документы на недвижимость были утрачены.
Теперь, согласно постановлению, порядок работы межведомственных комиссий, которые признают дома пригодными или непригодными для проживания, изменится. Пострадавшим не нужно будет подавать в комиссию документы о праве собственности и заявление о проведении обследования их дома. Перечень домов, расположенных в границах зон чрезвычайных ситуаций, будет составлен на основе данных из ЕГРН. Эти дома будут обследованы в кратчайшие сроки и оперативно признаны непригодными для проживания.
«Наличие в ЕГРН актуальной информации об установленных границах зон подтоплений и затоплений способствовал и будет продолжать способствовать защите имущественных прав владельцев разрушенного жилья. Только теперь процесс станет еще более оперативным, – прокомментировал глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков. – Отмечу также, что Кадастровая палата непрерывно пополняет госреестр сведениями о границах зон затоплений и подтоплений – количество новых сведений растет в геометрической прогрессии».
Так, за 2019 год Федеральная кадастровая палата внесла в ЕГРН сведения о границах более 1500 зон затопления и 1100 зон подтопления. На начало 2020 года в госреестре содержались сведения о почти 2300 зонах затопления и чуть более 1500 зон подтопления. По данным на 1 июля 2020 года в ЕГРН внесены данные о 4542 зонах затопления и 2530 зонах подтопления.
В свою очередь, если жилое помещение не будет включено в сводный перечень, собственник по-прежнему сможет подать заявление в комиссию о проведении обследования жилья.
Вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним Федеральная кадастровая палата наделяется новыми полномочиями в отношении государственной кадастровой оценки.
31 июля Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки и на трактование любых исправлений в кадастровой стоимости в пользу правообладателей объектов недвижимости. Так, например, законопроект исключит применение при налогообложении такой кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая будет превышать его рыночную стоимость.
Расширение полномочий Росреестра и Федеральной кадастровой палаты
Одна из мер для повышения качества государственной кадастровой оценки, согласно новому закону, заключается в наделении Росреестра контрольно-надзорными функциями в отношении проведения государственной кадастровой оценки. Причем подразумевается не только контроль за соблюдением действующего законодательства, но и за следованием методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Подобное наделение в том числе позволит снизить негативный эффект от нарушений и ошибок, допускаемых при проведении оценки.
Федеральная кадастровая палата также наделяется дополнительным функционалом в проведении государственной кадастровой оценки. Например, ведомство будет предоставлять сведения об объектах недвижимости в государственные бюджетные учреждения при субъектах Российской Федерации, наделенные полномочиями по определению кадастровой стоимости.
Кроме того, Федеральная кадастровая палата будет формировать предварительный и основной перечни объектов для государственной кадастровой оценки, а также формировать сведения по ежедневной и годовой выгрузке объектов недвижимости (актуализация). С 2022 года ведомство начнет также формировать сведения о реестре границ и сведения о ценах возмездных сделок, которые будут использоваться при проведении государственной кадастровой оценки. Также палате перешли полномочия по расчету индекса рынка недвижимости. Согласно прежней редакции 237-ФЗ, указанный функционал принадлежал Росреестру.
Также нормы прежней редакции 237-ФЗ предусматривали формат проведения внеочередной государственной кадастровой оценки государственными бюджетными учреждениями, наделенными полномочиями по определению кадастровой стоимости, если установленная рыночная стоимость (рынок недвижимости) объектов недвижимости уменьшалась более чем на 30% по сравнению с кадастровой стоимостью таких объектов недвижимости. В измененной редакции 237-ФЗ статья о необходимости проведения внеочередной государственной кадастровой оценки прекращает свое действие.
Пересчитывать при необходимости кадастровую стоимость (по результатам расчета индекса рынка недвижимости), согласно новой редакции Федерального Закона, будет тоже Федеральная кадастровая палата.
Персональная ответственность государственных бюджетных учреждений
Согласно законопроекту, появится персональная ответственность за определение кадастровой стоимости у руководителей государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, которые ее определяют. Так, завышение кадастровой стоимости будет грозить должностным лицам увольнением.
Другие плюсы законопроекта
Одно из главных нововведений, которое устанавливает закон, – трактовка допущенных методологических ошибок в определении кадастровой стоимости в пользу правообладателя объекта недвижимости. Если при исправлении ошибки кадастровая стоимость снижается, то стоимость меняется на уменьшенную на весь период со дня внесения в госреестр недвижимости первоначальной кадастровой стоимости. Если же кадастровая стоимость увеличивается, она начнет применяться только с года, следующего за годом ее исправления.
Теперь станет проще оспорить кадастровую стоимость. Достаточно будет направить запрос в МФЦ, а не в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, как это было раньше. Плюс исправление ошибок будет носить массовый характер: выявление одной повлечет за собой исправление подобных ошибок у аналогичных объектов. Одновременно законопроектом уточняются основания для исправления ошибок, сокращаются сроки их исправления.
Также, согласно законопроекту, предполагается исключить возможность вносить изменения в результаты оценки без их публичного рассмотрения. Подобное нововведение поможет исключить возможные риски внешнего влияния на региональные государственные бюджетные учреждения, которые определяют кадастровую стоимость, и повысит прозрачность процесса.
«Принятие данного законопроекта, во-первых, поможет разобраться с прошлым – исправить накопленные ошибки в существующих результатах кадастровой оценки; во-вторых, исключит возможные прецеденты необоснованного завышения кадастровой стоимости при будущих кадастровых оценках; и в-третьих, закрепит экономическую обоснованность применения кадастровой стоимости, в том числе при налогообложении, в данный момент времени, сегодня», – говорит глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.
Кадастровая палата по Мурманской области информирует всех представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости, что 18.08.2020 в 11-00 (по Московскому времени) проводится вебинар, посвященный теме «Оформление межевых планов в соответствии с требованиями к подготовке, форме и составу сведений межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921».
Приглашаем обновить и улучшить знания об оформлении, пожалуй, главного документа в работе кадастровых инженеров – межевого плана. Наряду с напоминанием о требованиях к подготовке, форме и составу сведений межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921, эксперты Кадастровой палаты по Республике Карелии поделятся имеющимся опытом, связанным с этой темой.
• Что известно о способах образования земельных участков?
• В чем заключаются особенности оформления межевых планов?
• Какие ошибки допускают кадастровые инженеры чаще всего?
 
Ответы на эти и другие вопросы вы получите на вебинаре.
Продолжительность до 90 минут.
Подать заявку на участие в вебинаре можно до 17.08.2020.
Если вам интересна тема вебинара, вы можете отправить заявку на участие после авторизации на сайте https://webinar.kadastr.ru. Кроме того, на сайте представлены анонсы вебинаров и записи готовых видеолекций и вебинаров по различным темам, доступным для просмотра.
 
* Услуга предоставляется на платной основе.
Как и зачем уточнять границы земельного участка? Какие документы пригодятся при уточнении границ старого участка? Как провести согласование результатов в сложной эпидемиологической обстановке? На эти и другие вопросы ответили эксперты Федеральной кадастровой палаты.
1. Что такое граница участка?
Описание местоположения границ земельного участка является одним из основных сведений, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи. Местоположение границ земельного участка отображается в графической части межевого плана. Кроме того, границы земельного участка могут быть установлены на местности. Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ.
2. Что такое межевание?
Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план.
3. Зачем уточнять границы земельного участка?
Точно определенные границы земельного участка могут стать защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей. Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному строительству объектов недвижимости на таком земельном участке. Также наличие границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать с участком любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.
Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.
Если вы решили разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.
4. Как узнать, какие сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости?
Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Если реестр не содержит необходимых сведений о границах, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Площадь такого участка будет указана целым числом – тем же, что и в правоустанавливающем документе.
В случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, уточнение местоположения границ земельного участка не требуется, за исключением случая, если в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка.
Можно воспользоваться и справочным сервисом «Публичная кадастровая карта». Найти конкретный земельный участок на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, требуется уточнение местоположения границ.
Важно! При обращении к кадастровой карте будьте внимательными: у сервиса есть сайты-двойники, которые могут представлять информацию, не соответствующую действительности. Публичная кадастровая карта размещена по адресу: pkk.rosreestr.ru.
Подать запрос в бумажном виде на получение выписки можно лично, обратившись в многофункциональный центр (МФЦ) или Кадастровую палату. Чтобы получить сведения ЕГРН дистанционно, можно воспользоваться сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут, либо официальным порталом Росреестра. Электронная выписка заверяется усиленной электронной подписью.
5. Как уточнить границы участка?
Уточнение местоположения границ – это целый комплекс работ, которые может провести только специалист, обладающий правом на осуществление кадастровой деятельности (кадастровый инженер). Поэтому в первую очередь собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Ознакомиться с информацией о действующих кадастровых инженерах можно через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров». При выборе кадастрового инженера стоит обратить внимание на его опыт, качество и сроки выполнения кадастровых работ.
Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. Следующий этап – ознакомление с результатами замеров. Далее – процесс согласования границ с владельцами смежных участков. После этого кадастровый инженер подает пакет документов в орган регистрации прав.
При формировании границы он должен соблюдать ряд правил: например, граница земельного участка не должна пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований; граница не должна пересекать границу смежных участков.
Результатом становится подготовка межевого плана, содержащего сведения о координатах границ земельного участка.
6. Какие нужны документы?
Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто так, как хочется собственнику. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.
Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок.
Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.
Дополнительные разъяснения даны Департаментом недвижимости Минэкономразвития. Документами, определяющими местоположение границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:
• Ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ).
• Материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти.
• Документы по территориальному планированию муниципальных образований.
• Проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.
7. Как согласовать границы участка с соседями?
Мало уточнить местоположение границ участка – необходимо согласовать его с правообладателями смежных, то есть соседских участков. Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. В случае непреодолимых разногласий нужно подать кадастровому инженеру письменное возражение. Оно должно быть зафиксировано в акте согласования, а также приложено к межевому плану.
При наличии обоснованных возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде. Кадастровый инженер, проводивший межевание, также может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.
Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.
8. Можно ли проводить согласование границ земельных участков в период сложной эпидемиологической обстановки?
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей процедуры согласования границ. Кадастровый инженер по своему выбору может проводить согласование как индивидуально с каждым соседом, так и проведя собрание с их участием. При этом если провести согласование в индивидуальном порядке по каким-то причинам невозможно, кадастровый инженер может в извещении о проведении собрания назначить определенное время для каждого заинтересованного лица.
Во время процедуры согласования в период сложной эпидемиологической обстановки необходимо соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Документы для внесения изменений в сведения госреестра недвижимости можно подать через МФЦ, с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, направить почтой в адрес регионального управления органа регистрации прав или воспользоваться выездным обслуживанием Кадастровой палаты.
А также напомнила об этапах перевода
 
Согласно действующему законодательству, владельцы садовых домов могут перевести их в жилые, чтобы проще оформить прописку и пользоваться местными социальными услугами. Кадастровая палата рассказала о причинах, по которым в таком переводе могут отказать, а также напомнила об основных этапах переоформления садовой недвижимости.
С января прошлого года вступил в силу 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Этот закон дал определение понятия «садовый дом» – это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Однако есть граждане, которые предпочитают проживать в подобных домах на территории садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) постоянно. Чтобы спокойно пользоваться всеми социальными услугами и местной инфраструктурой, удобнее оформить регистрацию по месту проживания. Для этого необходимо официально перевести садовый дом в жилой.
С вступлением в силу 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» начало действовать и постановление правительства, которое утвердило порядок признания садового дома жилым. В нем указано несколько причин, по которым в переводе садового дома в жилой могут отказать.
 
Почему могут отказать в переводе садового дома в жилой?
 
Отказ точно последует, если в пакете документов, представленном гражданином, отсутствует само заявление или заключение о результате технического обследования или если заявление подал гражданин, не являющийся собственником переводимого объекта.
Администрация может отказать в переводе садового дома в жилой, если она получила уведомление об отсутствии в Едином госреестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом, а заявитель не представил правоустанавливающий документ либо нотариальную его копию на этот садовый дом. Однако в данном случае орган местного самоуправления должен сообщить заявителю об отсутствии сведений о его правах и предложить представить недостающий документ. На это заявителю отводится 15 календарных дней.
Еще одной причиной станет отсутствие нотариально заверенного согласия третьих лиц, также имеющих права на переоформляемый дом, если таковые имеются.
Серьезной причиной для отказа является и расположение дома на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает нахождение жилых объектов, – например, участок выделен для ведения огородничества.
Важно также, чтобы техническое состояние дома соответствовало нормативам, установленным местными властями для жилых зданий. В случае отказа по причине несоответствия им конкретного дома, собственнику придется приводить этот объект в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Граждане имеют право обжаловать решение органа местного самоуправления в судебном порядке, если считают отказ неправомерным.
 
Так как же перевести садовый дом в жилой?
 
Сначала необходимо подготовить все необходимые документы – это заявление в местную администрацию о признании садового дома жилым, выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, заключение по результатам обследования технического состояния дома. При этом выписка из ЕГРН представляется заявителем по желанию. Такую выписку ОМС обязан запросить самостоятельно.
Выписку из ЕГРН можно получить дистанционно – с помощью электронных сервисов. Например, чтобы получить сведения ЕГРН, граждане могут воспользоваться специальным сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут, либо через официальный портал Росреестра. Электронная выписка заверяется усиленной электронной подписью. Кроме того, заказать выписку сведений госреестра недвижимости можно в МФЦ – она будет готова через пять рабочих дней после подачи запроса.
Заявление можно написать в свободной форме, но обязательно нужно указать кадастровые номера самого дома и земельного участка, на котором он расположен, почтовый адрес заявителя или контактный адрес электронной почты. Также следует указать предпочтительный способ получения решения – по электронной почте, лично в местной администрации или многофункциональном центре госуслуг.
Заключение о результатах обследования технического состояния, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, должно быть подготовлено специалистом-инженером. Такой специалист (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) должен состоять в саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий.
 
Если объект недвижимости обременен правами третьих лиц, потребуется их нотариально заверенное согласие на признание садового дома жилым.
Когда все необходимые документы подготовлены, их нужно подать – лично или через многофункциональный центр – в местную администрацию. В течение 45 календарных дней, отведенных на рассмотрение заявления и пакета документов, орган местного самоуправления должен принять решение о признании или об отказе в признании садового дома жилым. Уведомление о принятом решении направляется заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия.
Если решение положительное, орган местного самоуправления направляет его не только заявителю, но и в Росреестр для внесения соответствующих изменений в сведения об объекте недвижимости. Кроме того, гражданин имеет право обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений самостоятельно. На внесение сведений в госреестр недвижимости может потребоваться до 15 дней.
Кадастровая палата по Мурманской области информирует всех представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости, что 12.08.2020 в 11-00 (по Московскому времени) проводится вебинар, посвященный теме «Особенности оформления документов для разных видов объектов реестра границ».
В ближайшее время Кадастровая палата по Тульской области представит вебинар, раскрывающий особенности формирования пакета документов для разных видов объектов Реестра границ.
В рамках этой темы будет рассмотрена взаимосвязь кадастровой деятельности и Реестра границ. Также Вы узнаете, как законодательно описан «эталон» процесса межведомственного информационного взаимодействия. Особенно, что касается общей логики этого трудоемкого процесса, по итогу которого сведения об объекте Реестра границ попадают в ЕГРН.
И конечно же, будут рассмотрены особенности формирования Пакета документов для отдельных видов объектов Реестра границ.
Готовящийся вебинар поможет кадастровым инженерам избежать огромного количества ошибок при работе с документами, так как они будут последовательно разобраны на конкретных примерах.
Максимум полезной информации с разбором реальной практики. Присоединяйтесь, будет интересно!
Продолжительность до 90 минут.
Подать заявку на участие в вебинаре можно до 11.08.2020.
Если вам интересна тема вебинара, вы можете отправить заявку на участие после авторизации на сайте https://webinar.kadastr.ru. Кроме того, на сайте представлены анонсы вебинаров и записи готовых видеолекций и вебинаров по различным темам, доступным для просмотра.
 
* Услуга предоставляется на платной основе.
Садовым домом является здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Под реконструкцией садового дома закон понимает изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади или объема). Также определены предельные параметры для жилых и садовых домов – не выше 20 метров и не больше 3 этажей.
В связи с продлением дачной амнистии (упрощенные правила при оформлении в собственность жилых и садовых домов) до 1 марта 2021 года на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, можно изменить параметры здания (жилого или садового дома) без направления уведомления об изменении параметров или реконструкции объекта и без направления уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности в орган местного самоуправления.
После завершения реконструкции надо обратиться к кадастровому инженеру для составления технического плана, подготовленного на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
И на заключительном этапе собственнику здания необходимо обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.